Лучшие непрофессионалы


Организаторы гордятся демократичностью самой идеи - любой гражданин, имеющий фотокамеру и способный жать на кнопки, может отправить на конкурс до пяти снимков. Не обязательно даже быть совершеннолетним. "Самому младшему из победителей 14 лет. Это мальчик из Самары", - говорит директор "Винзавода" Софья Троценко. По условиям конкурса жюри отбирает работы в режиме анонимности, не зная, кто из Самары, а кто из ИТАР-ТАСС. "Самому младшему нашему конкурсанту 4 года. Все спрашивают - а не родители ли делали снимок? Я отвечаю - мои дети с 4 лет увлекаются фотографией и сделали уже огромное количество снимков", - объясняет Троценко.
В доказательство этого тезиса по цеху белого проносится девочка лет четырех в коричневых меховых сапожках, делает пируэт возле черных балеток Софьи Троценко с золотым логотипом и бежит дальше. "Эта девочка - тоже наш участник. Она есть на фотографии ее сестры, черно-белой, - там две маленькие балерины".
Работа "Шаг вперед" автора Полины Концеревой висит в цехе белого, в номинации "Люди". А девочку, которая так быстро бегает, зовут Аня.
Половина работ, представленных в этом году, - черно-белые. Троценко объясняет это тем, что профессионализм участников растет. "Черно-белый снимок гораздо сложнее цветного".
Номинаций на выставке пять - события, природа, архитектура, люди, стиль. Событийных фото тут больше всего. "Тут настоящая жизнь, которая профессиональными фотографами не всегда фиксируется", - говорит Троценко. И подводит к полосатому фото: полосатые люди в полосатых купальниках на полосатых лежаках. Италия из кино 50-х. А это Россия. Просто солнце, просвечивая через доски навеса - таких на сочинских и алуштинских пляжах сотни, - делает картинку жизнерадостно-полосатой. Автор снимка Сергей Грабкин назвал его "Полосатая жизнь".
"Мы не меняем авторские названия фотографий. И не кадрируем работы заново - печатаем так, как задумал автор", - поясняет Троценко. Напротив полосатых висит работа "На отдыхе" Алисы Соколовой, где солнце уже без изысков, в зените, семейство на пляже, в песке - окурки, а из воды вырастают конструкции завода по сжижению природного газа.
Номинация "Стиль" - самая малочисленная. И зрителей у этой части экспозиции оказалось мало. Постановочные фотографии очевидно проигрывают наивной репортажке. И это странным образом укладывается в концепцию проекта - мода, красота и рафинированный гламур занимают в годовом цикле жизни России от силы дней семь из 365. "Арт-работы, fashion-фото - огромная часть современной фотографии. Но, к сожалению, очень мало фотографов в России хорошо работают в этой теме", - говорит Софья Троценко. В ушах у нее серьги с fashion-фотографией. Такие сделал себе герой фильма "Асса" мальчик Бананан. Но фото не с выставки, Софья просто купила их на арт-сейле.
"Архитектуре" в этом году вышло послабление. В частности, фотоснимкам Москвы. "Фотографировать в центре города было запрещено. И мы расстраивались - на конкурс приходило огромное количество фотографий Санкт-Петербурга и других городов, но практически совсем не было Москвы. Фотограф Дмитрий Терновский обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой снять запрет. Дмитрий Анатольевич, посетивший нашу выставку в прошлом году, запрет снял", - рассказывает Троценко. И показывает фото освобожденной столицы.
Работа Терновского на выставке тоже есть, в номинации "Люди". "Сейчас покажу, потрясающее фото, каждый человек пережил то, что отражено на этой фотографии. И никогда этого не забудет", - говорит Софья Троценко и подводит к снимку "Урюпчик. Цветы жизни". Мальчик в очках, накрытый огромным носовым платком, жует булку. Он во власти гигантской женщины - бабушки, няни или мамы, которую слезами не пронять. Понятно, что остается только жевать с закрытыми от ужаса глазами.
Фото Дмитрия Медведева, разрешившего снимать Москву, тоже представлено в номинации "Люди". "Приоткрытая дверь", автор - Наталья Колесникова. Между двух массивных дверей с золотыми виньетками - профиль президента. Двери только открываются, уже закрываются или специально оставлены полуоткрытыми - большой исторический вопрос.
Все 365 работ попадут в альбом. Это будет уже третий его выпуск. "Мы пишем фотолетопись России", - считает Софья Троценко. Лет через 10 смотреть его будет даже интереснее, чем сейчас выставку. Тогда некоторые снимки обретут пророческий смысл.
Сделать свои исторические прогнозы можно в Центре современного искусства "Винзавод" до 20 марта.