Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США признались в наращивании оборонно-промышленной базы за счет Украины
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Общество
Глава Росфинмониторинга заявил о финансировании теракта в «Крокусе» криптовалютой
Мир
В МИД РФ назвали ядерные объекты НАТО в Польше военной целью
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
Хуснуллин заявил о всеобщей заинтересованности в строительстве ВСМ
Политика
Политолог указал на желание Польши избавиться от украинских беженцев
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Мир
МИД РФ назвал отчаянным фейком обсуждение запрета консульских услуг за рубежом
Мир
Алиев заявил, что Азербайджан не будет поставлять оружие Украине
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Общество
Возгорание емкостей с нефтепродуктами в Омске локализовано на 1 тыс. кв. м
Мир
МИД РФ назвал шовинизмом решение Латвии отказаться от русского языка в школах

Зачем деревне ночной клуб

Григорий Ивлиев - человек, который при слове "культура" хватается за очередной законопроект. Для нас культура - это громкие премьеры и модные новинки. Для него - статус музеев-заповедников, гарантии творческой деятельности, льготы меценатам, борьба с оборотом порнографии... "Единоросс", возглавляющий думский комитет по культуре, встретился с Еленой Ямпольской.
0
Современное российское село обделено многим. В том числе и культурой (фото: Photoxpress)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

известия: Начну с того, о чем в последние дни много говорят. Якобы именно вы заявили, что новый стандарт школьного образования предусматривает отказ от обычных предметов в пользу воспитания патриотизма.

Григорий Ивлиев: Полная ерунда. Ничего подобного я не говорил. Мы - Государственно-патриотический клуб "Единой России" - первыми вынесли вопрос о новом стандарте на публичное обсуждение. Пригласили разработчиков и экспертов, готовых им оппонировать. Именно мы начали дискуссию, которую позже подхватили в обществе. Были найдены болевые точки, которые прозвучали затем в известном письме президенту. Разумеется, никто не предлагал отказаться от преподавания математики или русского языка. Более того, мы отметили, что у самих разработчиков пока нет ясного представления, какие предметы должны быть обязательными, входить в базовый и интегрированный уровни образования. Все это требует доработки. Но уже понятно, что патриотическое воспитание занимает в этом стандарте вполне пропорциональное место. Патриотизм рассматривается как одна из многих человеческих ценностей, которые необходимо привить ребенку - причем прежде всего в ходе преподавания русской истории и литературы. Те, кто утверждает, что патриотизм будто бы вытеснит из школьного расписания химию и физику, либо не знакомы с документами, либо сознательно вводят людей в заблуждение. Второе мне кажется более правдоподобным.

и: В чем смысл существования комитета Госдумы по культуре?

Ивлиев: Мы должны помочь обществу понять, для чего нужна культура, и принимать законы, позволяющие сохранять и развивать ее.

и: А для чего, по-вашему, нужна культура? Только отвечайте, пожалуйста, не в объемах диссертации.

Ивлиев: Ответ короткий. Культура - это конечная цель жизни всякого человека. Ничего нельзя создать, если не представляешь себе образ, к которому стремишься. А культура - это и есть собрание образов.

и: Наличествует ли, на ваш взгляд, в современной России внятная культурная политика?

Ивлиев: В целом пока нет. Хотя в некоторых регионах культура уже стала частью осознанной государственной политики. Например, в Белгородской области, Пермском крае, Татарстане, Мордовии. Там принимают и реализуют программы развития культуры и ее влияния на социальные условия жизни людей. В итоге в этих регионах не только театры и библиотеки строятся, но вдобавок улицы чистые, дворы уютные, подъезды ухоженные.

и: Вы - депутат от Оренбургской области. Как оцениваете состояние дел с культурой там?

Ивлиев: Лучше, чем в большинстве городов средней полосы России, но очень многое еще предстоит сделать.

и: Я была в Оренбурге, видела новое здание областной библиотеки, отреставрированный драмтеатр, отремонтированный Татарский театр. Видела новый клуб на 400 мест в райцентре Тоцкое. Кроме того, в Оренбурге - в том числе по вашей инициативе - проходит международный кинофестиваль "Восток & Запад: классика и авангард"...

Ивлиев: Важно, что он проходит не только в Оренбурге, но и по всей области. Ездят актеры, режиссеры, представляют фильмы. Вот вы побывали у нас в Тоцком, Бузулуке, Бугуруслане, видели темные вечерние улицы в ненастную погоду. Представьте, что в этой атмосфере вдруг появляется светлое пятно. В течение недели человек может смотреть новое кино и встречаться с людьми, которые в его представлении прибыли из другого мира.

и: Вы говорите про Оренбуржье "у нас". А вам вообще доводилось бывать в этой области до того, как вы стали депутатом?

Ивлиев: Нет. И "у нас" я стал говорить не сразу. Это пришло, когда я проехал всю область, пришло в дороге, в осознании того, что от одного населенного пункта до другого - десятки километров, и я еду к людям, которые на меня надеются и меня ждут.

и: И в какой же степени вы способны оправдать их надежды?

Ивлиев: Говоря честно - примерно наполовину. Пятьдесят процентов просьб, поступающих ко мне лично, как к депутату, я выполняю. Мы можем помочь с получением квартир ветеранам, молодым семьям, военнослужащим. Кому-то надо починить крышу, кого-то - отправить на творческий конкурс. Обновить в школе музейные стенды, обустроить пешеходный переход... Подобные вопросы наиболее эффективно решаются именно депутатами "Единой России". Только в Оренбургской области на прием к нашим депутатам за минувший год пришли 60 тысяч человек.

и: Сколько времени в году вы проводите в Оренбургской области? И как часто приезжаете?

Ивлиев: Раза три в месяц я здесь бываю. При этом я взял за правило еще раз приезжать во время отпуска. Просто пообщаться, сходить куда-то с друзьями, знакомыми - это дает совсем другие ощущения.

и: Вы как-то рассказывали мне о своем деревенском детстве - о книгах из домашней библиотеки, о том, что отец назвал вас в честь Григория Мелехова... Чем нынешняя сельская культурная жизнь отличается от времен вашего детства?

Ивлиев: Думаю, главное отличие в том, что требования, которые сформировались сегодня, и требования, которые были в 1960-1970-е годы, очень разнятся. Люди стали более культурными.

и: С чего вдруг? Есть обратная точка зрения: народ маргинализируется, книг не читает, смотрит центральные телеканалы, которые воспитывают либо бандитов, либо идиотов.

Ивлиев: Я рос в селе, где на триста дворов было три телевизора. Они показывали сквозь мерцающую пелену, и их не очень-то и смотрели. Конечно, с уровнем современного российского телевидения много проблем, но ведь нельзя же сказать, что, кроме насилия и пошлости, там ничего нет. Люди стали меньше читать? Ну, несколько меньше. Если сейчас читают 10-15 процентов, то в советское время читала примерно четверть населения. Рассказы про "самую читающую страну" в мире - в определенной степени легенда.

Раньше то, что люди видели по телевизору, несущественно отличалось от того, что было в реальной сельской жизни. Сейчас различия кардинальные - даже не на уровне одежды и техники, а в принципиально ином осознании жизни, иных формах общения, которых в деревне нет и, наверное, не возникнет. Ночного клуба в сельской местности не будет.

и: Ну и слава Богу.

Ивлиев: А что будет? Точнее, что должно быть? К сожалению, культурологи, ученые ничего внятного на сей счет не говорят. В Оренбуржье, например, 42 процента населения живут в сельской местности. Помните, мы с вами общались с людьми у храма, они говорят: "У нас маленькое село, всего тысяча человек". По нынешним временам тысяча человек - это не мало. Но они привыкли к тому, что раньше людей было больше. И больше возможностей для общения. Сейчас уже нет уличных праздников, гуляний, всеобщности на селе нет, она ушла. Гармошка ушла с улицы, балалайки, гитары. Духовный запрос есть, а ответа на него нет. Традиционной работы библиотеки или клуба уже недостаточно. Мы должны создать людям среду для общения. Зачем они сегодня придут в клуб?

и: Вы говорите: культурологи молчат. А кто-нибудь заказывал им такое исследование?

Ивлиев: В системе Минкульта 57 вузов и шесть НИИ, исследования в этой области ведутся, но, к сожалению, конкретных рекомендаций мы не получаем. Кроме того, федеральная программа развития социальной жизни села в части культуры фактически сведена к ста миллионам рублей на всю страну.

и: Есть какие-то конкретные начальники, которые в этом виноваты?

Ивлиев: Министерство сельского хозяйства утверждает, что не финансировать программу предложено Минфином. Конечно, всему есть объяснение. В связи с засухой и пожарами понадобились средства, чтобы перестраховать погибшие урожаи, перекредитовать невыплаченные кредиты и многое другое. Но все равно ситуация недопустимая.

и: То есть бюджет на культуру на 2011 год вас не радует?

Ивлиев: Федеральный бюджет - тот, который непосредственно относится к Министерству культуры, - составляет 82 миллиарда рублей. На 10 процентов больше, чем в 2010-м. Чтобы сохранить этот небольшой плюс, нашему комитету пришлось поднять крик еще в июне. Требовалось удержать объемы финансирования кинематографа: воздействие государства на формирование киноиндустрии должно быть мощным не один год, а несколько лет подряд. Очень важные вопросы - реставрация объектов культурного наследия, укрепление материально-технической базы учреждений культуры в регионах. Наша партийная задача - это библиотеки. Мы уже три года выделяем средства в порядке софинансирования на реставрацию, реконструкцию и строительство областных библиотек.

Конечно, бюджет на культуру на 2011 год довольно слабый. Недостатком его является отсутствие новых программ. "Библиотеки России" и "Историческая память" - это программы, появившиеся в предыдущие два года. Сейчас нужны новые проекты. Например, "Киноклуб" - создание культурно-досуговых центров, которые позволили бы увеличить количество киноэкранов в малых и средних городах. Современное российское кино может нравиться или не нравиться, есть произведения выдающиеся, есть провальные, но мы должны показывать свои фильмы, если хотим возродить отечественную киноиндустрию. Второе: программа развития художественного образования...

и: Это что - рисование, музыка?

Ивлиев: Это рисование, музыка, танцы. Но не в такой форме, в какой они преподаются в большинстве школ. У нас культура уже многие годы страдает от остаточного финансирования. И точно так же считается, что дисциплины, которые формируют культурный облик человека, необязательно преподавать на современном уровне.

и: Поговорим о новой системе финансирования отечественного кинематографа. На ваш взгляд, создание Фонда кино и распределение основных средств между студиями-мейджорами - это правильное решение?

Ивлиев: В принципе я за то, чтобы у нас было сильное Министерство культуры, которое бы аккумулировало все средства. Но с кинематографом, на мой взгляд, сложилась исключительная ситуация. Когда сомнительное администрирование вкупе с нечетким исполнением 94-го закона привели к ситуации непрозрачной, непонятной и не устраивающей прежде всего самих кинематографистов.

и: Новая система тоже устраивает не всех.

Ивлиев: Да, но после того, как мы изменили законодательство, обвинения и споры носят другой характер. Я могу ответственно сказать, что теперь в распределении средств исключена любая возможность коррупции. Деньги гласно, прозрачно, под строгим оком всех кинематографистов перешли к производящим компаниям. Преимущества новой системы очень значимы. Отказ от 94-го закона - это отказ от той фальшивой позиции, когда считалось: кто предложит проект, требующий меньшего финансирования, тот и получит средства.

и: В кинематографе от тендеров удалось уйти. А как вообще решается эта проблема в сфере культуры?

Ивлиев: За последние два года мы все-таки ситуацию изменили. Приглашать режиссера, актера, балетмейстера теперь можно так, как сочтет нужным руководитель коллектива. Творческая составляющая выведена из-под действия 94-го закона почти полностью. Что касается хозяйственных вопросов, здесь конкурсы затрудняют деятельность учреждений культуры так же, как они затрудняют жизнь экономики в целом.

и: Неужели вы, человек с системным мышлением, кандидат юридических наук, научились общаться с деятелями культуры? Признайтесь: это самое трудное в вашей работе?

Ивлиев: Самым трудным это было в первые месяцы. Казалось, что в культурной среде все векторы - разнонаправленные, а движение - только броуновское. Но все-таки, если вникнуть, всегда обнаружится один преимущественный вектор. Когда столкновение взглядов и мнений достигает наивысшей остроты, начинаешь чувствовать, что вот, мерцает основная линия - и надо идти по этой ниточке.

и: А каков ваш личный выбор в искусстве и литературе? Что вы сами любите?

Ивлиев: Недавно моя дочь вывесила в "ВКонтакте" список своих предпочтений, и я узнал, какие у нее любимые книги и фильмы. А у меня нет такой определенности. У меня сто или даже больше любимых фильмов, преобладает среди них советская классика. Из последнего - "Анна Каренина" Сергея Соловьева с Янковским и Абдуловым.

Я много чего люблю: Есенина и Шолохова, О.Генри и Джека Лондона, Ремарка, Томаса Манна. Люблю читать по-немецки (у меня второй диплом - переводческий) Гейне и Брехта. Люблю хоровое пение. Ничего не понимаю в классической музыке, но Третий концерт Рахманинова меня потрясает...

и: Вы руководили правовым управлением аппарата Госдумы. Каким образом вы оказались причастны к культурной сфере?

Ивлиев: Когда решался вопрос, кого поставить председателем комитета по культуре, серьезную роль как раз сыграл мой юридический опыт. Потому что отставание правового регулирования культуры от современного законодательства огромно.

Конечно, когда я стал лихорадочно листать учебники по культурологии и в одном из них прочитал, что существует триста определений понятия "культура", а в другом - что пятьсот, я понял, что попал в среду, которая не выработала продукта для правового регулирования. Нам необходим принципиально новый закон о культуре.

и: Его обсуждают уже много лет. Когда наконец этот закон будет принят?

Ивлиев: Закон принимается там, тогда и постольку, где, когда и поскольку назревает потребность его принятия. Нам важно не только создать некую совокупность норм, но и выявить готовность общества воспринять другое отношение к культуре. Не может некультурный человек найти правильные ответы на вызовы XXI века. А даются эти ответы не просто знаниями, но способностью человека к творчеству. Никто не знает, какие вызовы у нас будут через десять лет. Но человек, воспитанный в творческом духе, найдет выход из ситуации, которая к тому времени сложится.

Нам нужен базовый федеральный закон о культуре, потому что культура начала XXI века существенным образом отличается от культурного пространства начала 1990-х. Понятия "культурное пространство", "культурная среда" необходимо закрепить в законе и создать прочную основу для влияния культуры на все общественные отношения. Это первое. Второе - что очень важно - реализация положений Конституции 1993 года. Там записано право гражданина на участие в культурной жизни. Это появилось как ответ на умирание культуры в повседневной жизни. Бытовая культура, которая многие века составляла сердцевину духовной жизни народа, ушла. В 1935 году Иван Александрович Ильин пишет: русская пляска никогда не умрет. Где эта русская пляска, которую еще в 60-е годы можно было видеть вокруг домов культуры, на каждой свадьбе, просто от избытка чувств?.. С песней та же история. Наши родители еще пели застольные песни. Сейчас - в лучшем случае караоке.

Право на участие в культурной жизни зачастую сводят к праву на доступ к культурным ценностям. Но это не одно и то же. Потреблять плоды чужого творчества важно и необходимо, но не менее важно учиться творить самому. У человека есть право петь, владеть музыкальными инструментами, рисовать. Это право он завоевал в тяжкой борьбе с первобытным бытом. Ведь наскальный рисунок был создан не для того, чтобы что-то кому-то доказать спустя шесть тысяч лет. Это была потребность. Сегодня мы не позволяем значительной части нашего общества реализовывать такие потребности.

и: Послушайте, а не возвращаемся ли мы к перегибам 60-х годов, когда самодеятельные режиссеры считали себя выше профессионалов и рассуждали, как в известном фильме, насколько лучше играла бы вечером Ермолова, если бы она днем стояла у шлифовального станка?..

Ивлиев: Ни в коей мере. Поддержка высокопрофессионального искусства - это задача номер один.

Меня часто спрашивают: "После принятия закона о культуре больше денег культуре достанется?" Больше, но тут нет прямой взаимосвязи. Главное: если мы закрепим новую культурную политику, то каждый губернатор, каждый глава города будет думать не только о том, чтобы отопить клуб, но и о том, зачем люди туда приходят. Строится новый дом - местная власть должна озаботиться, где и как его будущие жильцы, прежде всего дети, смогут приобщиться к культурным благам. Ведь культура - это на самом деле очень конкретная вещь. Приезжаешь к избирателям - им речи не нужны. Просят купить баян в клуб, фортепиано в школу.

и: Покупаете?

Ивлиев: Покупаем. Или местных чиновников заставляем купить.

Комментарии
Прямой эфир