Национальный кадр
Идея воссоздания Миннаца пока так и остается лишь идеей, однако уровень координации в этой весьма чувствительной сфере все же будет повышен. Медведев считает вполне возможным создать специальную надведомственную структуру - некий совет или комиссию, чьи решения учитывались бы всеми госорганами.
- Создание структуры, которая брала бы на себя функции координации по межнациональному сотрудничеству, на сегодняшний день актуально. Аппарат ее конечно же должен включать сильных чиновников, - полагает Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций. - Однако если говорить о руководителе, то им должен стать общественный деятель. Здесь можно вспомнить и первого министра по национальной политике Рамазана Абдулатипова, и экс-министра по делам национальностей Валерия Тишкова. Оба имеют большой опыт в этих вопросах.
- Кто может возглавить? Честно говоря, фамилии вам назвать не могу, но самое главное, чтобы этот человек не был подхалимом, - говорит член научного совета Центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко. - Да, у него должен быть опыт работы в этой сфере. Да, он должен быть компетентен. Однако куда важнее будет то, что именно он станет докладывать руководству страны. Иначе его действия окажутся неэффективными. Ведь для того, чтобы структура приносила реальные плоды, она обязана занять нейтральную позицию. У нее должны быть представительные центры по регионам. То есть необходимо не только оценивать, но и предупреждать. А в этом случае нужны действительно независимые кадры. Если таковые найдутся в нужном объеме, тогда созданная структура принесет много пользы.
Судя по словам Медведева, руководить новым органом будет все же не общественный деятель, а вице-премьер. При этом появление под эти цели новой фигуры в числе заместителей председателя правительства маловероятно. Так что появляется своего рода "шорт-лист" из тех, кто уже работает в Белом доме. Национальная политика входит в сферу ответственности Минрегиона, который в правительстве курирует Дмитрий Козак. Так что наделение именно его такими полномочиями выглядело бы логично. Но Козак одновременно является и куратором подготовки к сочинской Олимпиаде, а совмещать две такие функции без ущерба для каждой их них непросто. Впрочем, работоспособность Козака не подлежит сомнению.
Еще один вариант - Александр Хлопонин. Все-таки рост межнациональной напряженности в первую очередь связан с республиками Северного Кавказа и уже даже появился термин "кавказофобия". Проблемам межнациональных отношений Хлопонин по сути занимается и сейчас, так что новая функция лишь дополнит его нынешние обязанности. Но при этом его назначение руководителем новой структуры будет означать признание того, что с точки зрения государства все межнациональные проблемы "замыкаются" именно на Северный Кавказ. А это не так.
- Необходимость создания органа, о котором сказал президент, очевидна. Кто бы мог стать у руля? Например, в правительстве есть недавно появившийся вице-премьер Вячеслав Володин, - говорит Леонид Поляков, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики. - Так или иначе, в ближайшем будущем наверняка последуют серьезные административные шаги.
Как менялось число вице-премьеров
Максимальным количество вице-премьеров было в марте 1997 года: тогда председатель правительства Виктор Черномырдин имел 13 заместителей. Минимальным - в 2004 году, когда президент Владимир Путин в рамках проводимой административной реформы сократил число вице-премьерских постов с шести до одного. И этим единственным зампредом был Александр Жуков. Такая ситуация продержалась до ноября 2005 года, когда заместителей председателя правительства стало три. Сейчас в правительстве девять вице-премьеров: Вячеслав Володин, Александр Жуков, Виктор Зубков, Сергей Иванов, Дмитрий Козак, Алексей Кудрин, Игорь Сечин, Александр Хлопонин и Игорь Шувалов. Двое из них - Зубков и Шувалов - имеют статус первых заместителей председателя правительства, а Александр Хлопонин одновременно является и полномочным представителем президента.