Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Новые приключения братьев Коэн

Главные роли в картине, открывшей Берлинский международный кинофестиваль, исполняют Джефф Бриджес и Мэтт Дэймон.
0
Дебютантка Хейли Стайнфелд не стушевалась рядом с оскароносным партнером — Джеффом Бриджесом
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 1968-м Энди Уорхол пообещал каждому живущему на земле 15 минут славы. Почти полвека спустя американские режиссеры братья Коэн сняли фильм о временах, когда главным в жизни были не эти 15 минут, а поступок или приключение, которые определяли судьбу. Для 14-летней уроженки Арканзаса Мэтти Росс таким поступком стала месть за убийство отца, а приключением - погоня за подлым убийцей в компании двух стражей порядка: забулдыги и щеголя. Оба, впрочем, оказались людьми исключительной личной храбрости и душевности.

История о девочке-мстительнице рассказана в романе Чарльза Портиса - в Америке чрезвычайно популярном, а у нас фактически неизвестном. И вряд ли российские читатели узнали бы о его существовании, не реши братья Коэн, давно помышлявшие о вестерне, сделать очередную экранизацию. Ранее "Железную хватку" (перевести оригинальное название "True Grit" как "Настоящее мужество" было бы точнее) уже переносили на экран. Это случилось в 1969-м, на следующий год после публикации романа, и главную мужскую роль в том фильме сыграл Джон Уэйн.

Действие "Железной хватки" разворачивается в семидесятые годы позапрошлого века, вскоре после Гражданской войны. Братья воспроизводят эпоху с тщательностью, достойной авторов большого постановочного фильма. Первая часть картины: приезд девочки в город Форт-Смит, разговоры с гробовщиком, присутствие на казни трех разбойников через повешение, тяжба с торговцем, продавшим отцу мустангов, которые теперь оказались не нужны, наконец, выбор федерального маршала (так назывались те, кто занимался поимкой преступников) для своей миссии - рассказана с такой дотошностью, вниманием к деталям и в то же время с такой бездной юмора, что режиссерский почерк угадывается сразу, в какие бы костюмы ни рядились их персонажи. В этом смысле картину можно изучать в качестве пособия на тему "Как снимать исторический фильм, чтобы в зале никто не заскучал".

Из трех возможных маршалов девочка выбирает человека с самой скандальной репутацией - забияку Когберна. Обещает ему сто долларов за работу, но говорит, что исполнение задания будет контролировать сама. К странной парочке присоединяется третий игрок - техасский рейнджер ЛаБёф, давно идущий по следу убийцы. Когда троица переправляется на "индейские земли", стиль повествования вроде бы остается прежним: такое же внимание к деталям, то же соседство трагического и смешного плюс необходимые для вестерна погони и перестрелки. И все-таки что-то в фильме неуловимо меняется. Зимняя природа, огромные безлюдные пространства, исчезновение бытовой суеты - все это задает совсем иное настроение. И постепенно возникает ощущение, что действие развивается вне времени и вне жанра. Будто не стилизованный под девятнадцатое столетие роман двадцатого века экранизируют режиссеры, а античную трагедию, каким-то чудом избежавшую интерпретаций.

В фильме уникальный актерский ансамбль. Джефф Бриджес (забияка Когберн) буквально купается в роли сурового мужика с нежным сердцем. И так увлекается созданием образа, что в какой-то момент даже забывает о публике: американские зрители жалуются, что не могут и половину слов разобрать из-за его кошмарного акцента. Мэтта Дэймона нелегко узнать в техасском обличье (чуб, шпоры), но этот трогательный болтун, смельчак, фанфарон - одна из лучших ролей в фильмографии актера. Об исполнительнице главной роли Хейли Стайнфелд можно сказать одно: похоже, мы стали свидетелями появления новой звезды. Уроженка Калифорнии, чьи предки проживали на Филиппинах, в Европе и Америке, оказалась на съемочной площадке братьев Коэн, когда ей было 13 лет. Но в кадре она существует как взрослая состоявшаяся актриса. Результат: номинации на "Оскара" и британскую "Бафту".

У самой же картины десять оскаровских номинаций, в том числе все основные. В этой ситуации включение фильма в конкурс Берлина было совершенно бессмысленным, поскольку фактически перекрывало бы дорогу остальным участникам. И организаторы тактично поставили его в открытие. Считается, что в Европе братьев любят чуть ли не больше, чем в Америке, но кассовые сборы "Железной хватки" (150 миллионов долларов при затратах в 38 миллионов) доказали, что и в своем отечестве "пророки от кинематографа" чувствуют себя совсем неплохо.

Деньги, карты и "Оскар"

Поскольку "Железная хватка" показывалась в Берлине вне конкурса, награды Джеффу Бриджесу ждать не приходится. Зато он номинирован на премию "Оскар". Обозреватель "Известий" Вита Рамм поздравила актера по телефону.

известия: В прошлом году вы уже стали оскаровским лауреатом за работу в фильме "Сумасшедшее сердце". В момент награждения вспомнили о своей первой номинации?

джефф бриджес: Конечно, хотя это случилось еще в 1971 году. Я сыграл в картине Питера Богдановича "Последний киносеанс". Меня разбудили в пять утра и сообщили, что я попал в пятерку лучших актеров второго плана. Мне было 22 года.

и: Где вы храните награды?

бриджес: Жена приспособила для них полку на пути из кухни в столовую.

и: Когда вы раздумываете, стоит ли участвовать в том или ином фильме, что является главным аргументом?

бриджес: После очередных съемок я все чаще думаю: пора заканчивать. Возраст дает о себе знать. Но проходит месяц-другой, и я вновь готов к работе. Но не ко всякой, разумеется. Выбираю тщательно. Это должна быть роль, от которой невозможно отказаться. Или режиссер, которому я могу доверять. Или очень большие, просто огромные деньги.

и: В случае с "Железной хваткой" главным аргументом были братья Коэн?

бриджес: Тут все совпало: и прекрасная история, и режиссеры. 13 лет назад я снялся у них в "Большом Лебовски". И мечтал поработать с ними еще. Они пишут прекрасные диалоги. Произносить этот текст - большое наслаждение. А еще мне нравится, как братья Коэн ладят с людьми.

и: "Железная хватка" снята по роману Чарльза Портиса. Вы смотрели предыдущую экранизацию - с Джоном Уэйном?

бриджес: Я всегда восхищался этим великим артистом. Но режиссеры сразу объяснили: они делают не ремейк старого фильма, а новую версию. Я не пересматривал фильм, но перечитывал книгу.

и: Вашей партнершей была Хейли Стайнфелд. 14-летняя девочка уже номинирована на "Оскара".

бриджес: "Оскар" знал лауреатов и помоложе. Достаточно вспомнить Татум О'Нил. Ей было десять лет, когда она получила награду Американской киноакадемии за главную роль в "Бумажной луне". Важно, как в дальнейшем подросток будет справляться с собой. Голливуд знает много печальных историй...

и: Но вашей среди них, к счастью, нет. Хотя ваши родители - актеры, и вы начали сниматься еще ре-бенком.

бриджес: Мой дебют состоялся в фильме "Компания, которой она владеет". Я был грудничком, и мать держала меня на руках. А в девять лет, я вместе с отцом пришел на съемочную площадку сериала "Морской охотник". Отец полагал, что нет ничего прекраснее кино. Я же долго не мог выбрать, чем заниматься - музыкой, живописью или актерством.

и: Свои сомнения вы передали дочерям?

бриджес: Да, актрисами они не стали. Изабель - детский психолог и тренер по йоге. Джессика пишет песни. Младшая, Хейли, изучает дизайн. Во время съемок "Железной хватки" Джесси работала моим ассистентом, и во время перерывов мы с ней устраивали концерты.

* * *

Кто охотится на "Золотого медведя"

В основном конкурсе 61-го Берлинского кинофестиваля - 16 картин. Более половины из них являются копродукцией. Одно из самых звездных режиссерских имен - Рэйф Файнс. За "Золотого медведя" будет бороться его версия шекспировского "Кориолана". От России, как уже сообщали "Известия", в основном конкурсе представлен фильм "В субботу" Александра Миндадзе. Ему предстоит конкурировать, в частности, с такими фильмами, как "Мария, преисполненная благодати" (США, Италия, Албания, Дания, реж. Джошуа Марстон), "Приди дождь, приди солнце" (Корея, реж. Ли Юн-ки), "Мой лучший враг" (Австралия, Люксембург, реж. Вольфганг Мурнбергер)...

Жюри возглавляет Изабелла Росселлини, а одно из "судейских" кресел так и останется пустым на протяжении всего Берлинале. Оно предназначалось для иранского режиссера Джафара Панахи, но тот у себя на родине приговорен к шести годам тюрьмы, за которыми должен последовать еще и 20-летний запрет на профессию. Берлинский фестиваль выступил с протестом против действий иранских властей и отказался исключить Панахи из состава судейской коллегии.

В параллельных программах на 61-м Берлинале покажут фильмы Вима Вендерса "Пина" (о Пине Бауш), "Двойник дьявола" Ли Тамахори, а также продолжение ставшего несколько лет назад настоящей сенсацией Берлинале "Элитного отряда" бразильца Жозе Падильи. Помимо основного конкурса Россия участвует в секции "Панорама" - картиной Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина "Мишень". Фестиваль завершится 20 февраля.

Комментарии
Прямой эфир