Культуру перестали охранять
Произошло то, что ожидалось и предсказывалось еще с середины прошлого года. Кратко данная служба именовалась Росохранкультура. Ее функции переданы Министерству культуры РФ. Формально в ведении Минкульта служба находилась еще с 2008 года, но до сего дня подчинялась напрямую правительству страны. В сентябре минувшего года стало известно, что министру культуры Александру Авдееву премьер-министр предложил подготовить проект указа, результатом которого стало бы упразднение ведомства. С этого момента судьбу Росохранкультуры многие посчитали решенной, однако в ноябре 2010 года с поста ее руководителя ушел Александр Кибовский, возглавивший департамент культурного наследия Москвы (Москомнаследие). Новым главой Росохранкультуры назначили Виктора Петракова, прежнего заместителя Кибовского. И стало уже казаться, что вопрос о ликвидации ведомства отложен в долгий ящик.
Однако нынешний указ Медведева подтвердил былую решимость. Скорее всего проблема действительно состояла не в личности руководителя службы (у Александра Кибовского несколько раз возникали трения с вышестоящими инстанциями), а в неэффективности Росохранкультуры, которую часто упрекали в неспособности наладить работу. Основные претензии были сформулированы прошлым летом после окончания проверки ведомства, устроенной Счетной палатой. Растрат или хищений выявлено не было, но аудиторы не преминули обвинить службу в ненадлежащем исполнении обязанностей.
В их число входят, в частности, охрана памятников истории и культуры, слежение за исполнением авторского права, аттестация экспертов по культурным ценностям, выдача разрешений на ввоз/вывоз из РФ произведений искусства и т.п. Руководство Росохранкультуры объявило тогда о своем несогласии с выводами Счетной палаты, однако это мнение, судя по дальнейшему развитию событий, не было принято в расчет.
Ранее Александр Авдеев высказывался в том смысле, что всячески поддерживает именно такой сценарий, при котором федеральная служба лишается своего статуса и становится частью минкультовской структуры. Министр полагал, что это приведет к повышению той самой эффективности и к тому же повысит авторитет "охранителей" у региональных властей. При этом Авдеев не считал целесообразным разгонять ведомство целиком - по его мнению, требовалась лишь организационная реформа в связи с изменением подчиненности.
О кадровых перестановках в руководстве бывшей Росохранкультуры (теперь скорее всего это будет департамент в составе министерства) пока ничего не известно. Также трудно сейчас судить, произойдет ли какое-то перераспределение прежних обязанностей службы. На момент написания этого материала текст президентского указа Министерством культуры еще не был получен.