Каждый получит персонального робота
известия: Геннадий Яковлевич, в советские времена была популярна шутка о том, что в области электроники мы отстали от Запада навсегда. Это шутка или констатация факта?
геннадий красников: Это распространенное мнение, но оно ошибочно. Перед распадом СССР наше отставание достигало четырех лет. В СССР электроника на 90-95 процентов была военной, на Западе - 10-15 процентов. В гражданский сектор электроника не поступала, из-за этого создавалось впечатление о ее полном отсутствии. Помню, в конце 1980-х в Госплане вычеркивали гражданские заявки на микросхемы, потому что заводы были под завязку загружены оборонным заказом.
и: Но Горбачев взял курс на ускорение и назвал электронную базу одним из приоритетов. О стратегическом значении электроники говорят все лидеры, но отставание наверстать не удается. Может быть, эта область не подвластна нам?
красников: У Горбачева были только лозунги, экономически ничего не продумали. На микроэлектронику выделили денег больше, чем на БАМ, но потратили впустую. Вместо того чтобы развивать уже имеющуюся базу, стали строить второй Зеленоград и новые заводы во многих городах. Сейчас повсюду можно увидеть недостроенные бетонные корпуса, которые стоят как напоминание о расточительности. Потом Гайдар вдруг решил, что у нас ничего нет и не будет. Сколько раз он приезжал в Зеленоград, но только митинги посещал, на производство ни разу не зашел. Рухнул социалистический и советский рынок, а для микроэлектроники по затратам не имеет значения, одну микросхему производить или миллион. Технологическую линию надо обслуживать по полной программе, производство круглосуточное. В итоге отрасль просела, хотя в радиопромышленности провал много глубже.
История идет по спирали, мы повторяем ошибки. При создании особых экономических зон была выбрана концепция "чистого поля" - строительство с нуля. Но это хорошо для Китая или Тайваня, где не было электронной промышленности. В нашей стране создана инфраструктура, построены заводы. Но для того чтобы получить экономические льготы, надо переносить производство на территорию свободных экономических зон.
и: Путин и другие руководители государства приезжают в Зеленоград, российскую электронную столицу, очень часто. Кажется, ни одной другой отрасли лидеры не уделяют столько внимания. Вы, Геннадий Яковлевич, являетесь членом Совета по науке, технологиям и образованию при президенте РФ, членом научно-консультативного совета "Сколково", членом Совета ведущих ученых и конструкторов при правительстве. Пошла ли микроэлектроника в России в рост или отставание нарастает?
красников: Если взять знаменитый закон Мура, который определяет прогресс микросхем, во времена СССР мы отставали на два поколения. После разрушительных 1990-х отставание увеличилось до семи технологических поколений. Это было очень много, но все-таки это не навсегда. В последние годы микроэлектроника в России на подъеме, и сегодня фора сократилась до двух поколений. Это направление включено в программу исследований в проекте "Сколково", информатика названа одной из приоритетных областей высоких технологий в России. Как может навсегда отстать отрасль, в которой совсем недавно работал миллион человек?
В России в этой области сильные вузы и развитая инфраструктура, которая, конечно, нуждается в постоянной модернизации, ибо прогресс идет быстро. Скоро на заводе "Микрон" по инвестиционному проекту с "Роснано" начинается производство микросхем топологического размера 90 нанометров. Недавно первый образец был презентован Путину. Есть в мире микросхемы меньше - до 32 нанометров, но именно размер 90 нм необходим автомобильной и промышленной электронике, новым паспортам, банковским и смарт-картам. Это самая используемая технологическая норма в мире.
Главная проблема - отсутствие внутреннего спроса на микроэлектронику. Создать внутренний рынок может только государство, в том числе с помощью введения новых стандартов в различных областях. Например, обязать размещать на всех фармпрепаратах чип, гарантирующий от подделок. Или ввести в оборот единые социальные карты с микрочипами. Именно так происходит во всех развитых странах, и в государственной опеке нет ничего худого. Микроэлектроника служит локомотивом для всей экономики и, кроме того, является основой национальной безопасности, от ее качества зависит надежность ядерно-космического щита.
и: Если вы затронули военные дела, то скажите, реальны ли "закладки" в импортной электронике, которые могут сбрасывать информацию неприятелю?
красников: Это реально. Если такая закладка имеется, а обнаружить ее в схеме из миллиарда транзисторов крайне сложно, то в нужный момент по команде из Сети она может или блокировать работу всей системы, давать намеренные ошибки, или передавать считанные данные, скажем мягко, несанкционированным адресатам. Если мы хотим, чтобы наши спутники летали, а ракеты нас защищали, нам нужна собственная развитая и независимая микроэлектроника.
и: Несмотря на многие политические заявления и инициативы, население относится к идее модернизации скептически. Основания имеются - слишком много неудачных кампаний на нашей памяти. Может быть, России вообще не по силам инновационное развитие, и мы можем только потреблять чужие открытия?
красников: Наши люди сделаны из того же теста, что люди в странах, где инновации бурно расцветают и определяют развитие экономики. Я бывал во многих американских центрах, где развивается микроэлектроника. Наших специалистов везде много, и везде они на самом хорошем счету. Но наша система пока не дает способностям человека раскрыться. Отсутствие рынка - шлагбаум перед инновациями. За 20 лет после падения социализма ничего не построили. Мы пытаемся изменить систему, но прошло совсем мало времени, чтобы пришел результат.
и: 20 лет назад на фоне модернизации, ускорения и разговоров о высоких технологиях рухнула великая страна. Сейчас опять эпоха модернизации и опять высокие технологии в почете. Эта параллели вас не настораживают?
красников: СССР погиб не из-за модернизации, а из-за того, что она была непродуманна. Горбачев напоминает мне Николая II, тоже потерявшего страну. История России учит, что она может развиваться благополучно только при сильном лидере.
и: Ни одна другая область не меняет нашу жизнь столь стремительно, как микроэлектроника. Дайте прогноз, какие новшества ждут человечество в ближайшее время?
красников: В течение 10 лет появятся персональные роботы-помощники, которые будут выглядеть, как гуманоиды. Они возьмут на себя все рутинные функции - секретарь, водитель, повар, садовник, уборщица, переводчик. Датчики тепла обеспечат роботу тактильные и осязательные возможности. Робот будет потреблять нормальную пищу, которая сможет питать аккумулятор. Персональный робот приобретет человеческий облик, сможет свободно говорить и общаться.
Через 20 лет будет создана виртуальная реальность. Мы будем легко уходить в трехмерное пространство с элементами присутствия, электромагнитные колебания обеспечат эффект обоняния и осязания. Человек сможет жить в виртуальной реальности, которая окажется богаче, чем действительность. Что касается самого человека, то я убежден, что в обозримом будущем он превратится в киборга. Речь даже не об искусственных органах. Как только резко увеличится продолжительность жизни, потребуется столь же резко увеличить возможности памяти. В мозг придется вживлять биочипы, которые создадут в человеке симбиоз биологического организма и электроники.
и: Вероятно, в этом случае человеку будет особенно легко найти общий язык со своим секретарем. Геннадий Яковлевич, говорят, что сапожник без сапог, а насколько лично вы вооружены современными электронными гаджетами?
красников: Мне положено идти в ногу со временем. У меня в личном пользовании очень много электронной техники и, поскольку она постоянно совершенствуется, мне интересно испытывать новые образцы. Дома образовался небольшой музей гаджетов. Если прогресс не успокоится, дело дойдет до экскурсий.
и: Пока нам в голову еще не вживили чипы и мы обходимся своим, а не искусственным интеллектом, скажите напоследок, есть ли способ поддержания ясности ума?
красников: Нельзя лениться, нельзя останавливаться. Надо постоянно что-то делать, искать новое. Возраст - не помеха.