Ушла королева оперетты
...Если резиновый пупс с гитарой занимал привычное место на гримерном столике, это означало, что сегодня вечером Татьяна Шмыга выйдет на сцену. С этой маленькой игрушкой, лет сорок назад подаренной кем-то из поклонников, актриса не расставалась никогда, пупс стал ее театральным талисманом.
Придя в театр в 1953 году сразу со студенческой скамьи ГИТИСа, юная москвичка Таня Шмыга без метаний отдала все творческие годы одному жанру и одной сцене - "Московской оперетте". Последние сезоны, пока тяжелая болезнь не отняла у нее самое главное - возможность работать, блистательная примадонна дважды в месяц появлялась в кулисах. "Эспаньола", "Катрин", "Джулия Ламберт" и последняя премьера - "Джейн". Все они были написаны ее супругом и композитором Анатолием Кремером именно для нее.
В своих юбилейных бенефисах она любила появляться и замарашкой Элизой Дулиттл из "Моей прекрасной леди" Лоу, которую впервые сыграла в 1964 году, и демонстрировать свою уникальную "Чаплиниану" - пластическую пантомиму, длящуюся всего минуты полторы, но равную лучшим образцам немого кино. Исполняла свою фирменную "Карамболину" и являлась царственной Сильвой.
Ее роли - те, где по законам жанра всегда сбываются надежды на счастье. Вообще она сыграла более 60 героинь - и в классике, и в опусах современных авторов. В ее биографии совсем не чувствуется бремя плохих ролей, которые советская оперетта с излюбленным "критическим реализмом" подарила своей любимой примадонне немало. Но когда наконец было покончено с"девчушками-простушками", Татьяна Ивановна Шмыга элегантно плетя бесконечные сюжеты на тему поздней любви, превратилась в первую даму легкого жанра.
Даже те, кто никогда не бывал на спектаклях актрисы в театре, знал и любил ее. Прежде всего благодаря многочисленным телеревю оперетт и, конечно, знаменитому фильму Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". "Я пью, все мне мало, уж пьяною стала", - звучало отовсюду. Французская певица Жермон стала главной ролью в кино Татьяны Шмыги.
Рецепт очарования Татьяны Шмыги - единственной в стране актрисы оперетты, удостоенной Госпремии России и звания народной артистки СССР, награжденной орденами Знак Почета, Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" III степени, - изысканность вкуса, утонченность иронии. И всегда чуть-чуть дерзости, воплощенной через неподражаемую грустную улыбку, игривую нежность, трогательное озорство.
Татьяна Шмыга, как никто другой, умела оживить ахматовские строчки: "Подслушать у музыки что-то. И выдать, шутя, за свое". Своим присутствием на сцене она неизменно облагораживала легкий жанр. Всегда было истинным удовольствием провести вечер в театре, если на сцене царствовала роскошная пленительная женщина, знавшая секрет "насмешливого счастья" оперетты, которой она была безмерно предана.