Звоните, для вас – занято


Причина банальна. Костромская область - регион с дефицитным бюджетом. При этом 90 процентов этого дефицита - социальные обязательства.
Не впервой костромичам пояса потуже затягивать, но тут уже и январь закончился, а долги лишь растут и растут. И совсем это не блажь стариковская - вернуть свою копеечку. Та самая тысяча (примерно столько составляет размер социальных выплат среднестатистического костромского ветерана или льготника) - это 15 - 20 процентов их месячного дохода.
В середине января забрезжил свет в конце тоннеля. В эфире местных СМИ появилась информация о том, что деньги есть и уже направлены для выплат. Однако почтовое отделение – это не телеэфир. Там все оказалось гораздо конкретнее. Лист бумаги у заветных полукруглых окошечек гласил: "Ветеранские и коммунальные не выдаем - денег нет". И точка. Ситуацию подогрело и то, что как раз на эти дни пришлось обсуждение областной думой поправок в законодательство, касающихся начисляемых сумм и механизмов их получения.
Самые внимательные костромские пенсионеры нашли в расчетных квитанциях, исправно из месяца в месяц требующих погашения коммунальных платежей в полном объеме, без всяких скидок на надписи в почтовых отделениях, телефоны центра социальных выплат. Надпись хоть и сделана самым мелким шрифтом, но все же приятная: мол, по всем вопросам можно обратиться по перечисленным телефонам. Как оказалось на поверку - обратиться действительно можно. Ответ только получить нельзя: номера либо заняты, либо отключены за неуплату. И почему-то именно эти номера телефонов через некоторое время были объявлены в эфире местного телевидения в качестве "горячей линии".
Тогда-то и обрушился шквал звонков. Сначала – на молчащие телефоны. А потом - вообще во все инстанции, куда только можно. Включая и те СМИ, которые их, телефонные номера, опубликовали. С претензиями. Вряд ли обоснованными, но вполне логичными - зачем объявили неработающие номера.
С учетом того, что в Костромской области каждый третий житель региона является получателем, точнее - уже третий месяц неполучателем социальных выплат, ситуация начала угрожать социальным взрывом и выходом из-под контроля. Жалкие попытки департамента социальной защиты населения, бросившегося одним телефонным номером закрывать амбразуру из тысяч желающих хоть что-то узнать пенсионеров, результата не принесли.
Пришлось представителям власти организовать настоящую "горячую линию" - многоканальную и с проинструктированными специалистами. Хватило ума добиться от телефонистов подключения уже ранее оглашенных номеров, а не внесения путаницы с новыми. На телевидении вышел специальный выпуск новостей с объяснением произошедшего и комментариями компетентных специалистов. За выходные напряженность немного спала.
Заместитель губернатора Алексей Анохин, курирующий социальный блок вопросов, получил выговор. С такого же наказания начал свою карьеру назначенный буквально за день до злосчастного опубликования телефонов "горячей линии" директор департамента социальной защиты опеки и попечительства Игорь Прудников.
А вот на вопрос "Когда будут выплаты?" ответа дать никто так и не смог. Ни уволенные, ни получившие выговор.