В Арзамасе поднимают спрос на модернизацию
Еще в начале прошлого года президент поручил этим компаниям и правительству разработать программы инновационного развития и предусмотреть значительное расширение расходов на НИОКР, напомнил помощник главы государства Аркадий Дворкович. Срок исполнения поручения истек в декабре 2010-го. "По оценке Минэкономразвития, эта работа выполнена на 40%, лишь одна треть компаний (49. - "Известия") готова к утверждению программ инновационного развития", - констатировал Дворкович.
Зачем это все нужно? Если Россия собирается переходить на инновационный путь развития экономики, то необходимо, чтобы на инновации был спрос. Вопрос - кто его может обеспечить. В американской Кремниевой долине двигателем всего процесса выступили частные компании, а в Европе и Азии по-другому. "Там переход к инновационной экономике в основном осуществлялся за счет крупных компаний зачастую со значительным государственным участием. Речь идет о флагманах национальных экономик - BMW, Mercedes, Siemens, Areva и многие другие. Так же делается в Японии, похоже - в Республике Корея, по подобному пути идет и Китай", - рассказывал в интервью "Известиям" вице-президент фонда "Сколково", главный управляющий директор по образованию и исследованиям Олег Алексеев.
В России об инновациях особо не думают ни в частных, ни особенно в государственных компаниях. "Большинство не задумывались, что надо заниматься НИОКР, нет даже ответственных лиц за это, тема не является приоритетной", - подчеркнул Дворкович. Кроме того, по его данным, "ни у одной компании нет связи с научными институтами и вузами, что говорит об оторванности науки от бизнеса". Очень скоро часть этих компаний будет продана частным инвесторам (правительство подготовило масштабный план приватизации), и внедрять инновационные программы, по словам президентского помощника, надо еще до смены собственника.
Доля расходов на НИОКР, соответствующая среднему уровню зарубежных корпораций, обнаружена лишь у одной российской компании с госучастием: Российские железные дороги направляют на эти цели 0,4% от выручки. Как рассказывал глава РЖД Владимир Якунин в интервью "Известиям", один из самых значительных инновационных проектов - специальный испытательный центр, где можно будет оценить плотность щебня, который должен укладываться в высокоскоростную магистраль, определить, как поведут себя та или иная конструкция и железнодорожное полотно в условиях высоких или низких температур. С учетом бюджетного финансирования к среднемировым нормам приближаются также космический центр им. Хруничева, РКК "Энергия", "НПО машиностроения" и корпорация "Тактическое военное вооружение". Уже запланировали масштабные траты на НИОКР "Федеральная сетевая компания" и "Ростелеком", за что они и удостоились отдельной ремарки Дворковича.
Никаких особых льгот госкомпаниям при внедрении инноваций не обещают. По словам президентского помощника, отдельные стимулы есть (связаны в основном с налоговыми преференциями), но они действуют для всех. "Есть и более понятные стимулы - персональная ответственность", - предупредил помощник президента.