Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На границе Азербайджана и Армении установили первый пограничный столб
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В партии «Возрождение» назвали задержания в аэропорту Кишинева сегрегацией
Мир
Сейм Литвы отказался запрещать поездки россиян и белорусов на родину
Мир
Разведка США заявила о победе над Китаем в случае полномасштабной войны
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Политика
В Госдуме оценили сокращение поставок оборудования из Китая
Происшествия
Система ПВО уничтожила украинский дрон над Белгородской областью
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Мир
В США выразили опасения из-за крепнущих связей КНДР с Россией
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Интернет и технологии
В МВД заявили об увеличении числа совершенных детьми киберпреступлений в 74 раза
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Таксомоторный мрак

Кто не отмахивался от автобарыг в московских аэропортах? Они прямо на прилете назойливыми мухами облепляют пассажиров и жужжат о супернизких ценах, новой иномарке бизнес-класса и "дешевле только даром". Правда, потом оказывается, что объявленная цена не за всю поездку, а только за километр. Доказывать свою правоту в дороге может оказаться дороже...
0
У шереметьевского терминала D все организовано как в Европе. Ни зазывал, ни толчеи. Сел и поехал, цены фиксированные (фото: Юрий Снегирёв/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сразу после теракта в "Домодедово" мэр Москвы Сергей Собянин распорядился навести порядок в этой сфере. Чтобы все было, как в Европе: вышли пассажиры из аэровокзального комплекса, сели в стоящие в рядок таксомоторы и поехали. Как бороться с извозчиками-мародерами, разбирался наш обозреватель Юрий Снегирёв.

Все аэропортовские таксисты делятся на касты, как в Древней Индии. Самые-самые, белая кость, это аккредитованные в аэропорту фирмы. Одна, реже две. Это их стойки с крупными шашечками расположены возле авиакасс. Цены здесь начинаются от 1800 рублей в центр города. Чуть пониже в этой табели расположены фирмы не аккредитованные, но часто работающие на этом направлении - их прилетающие вызывают по телефону. "Второклассников" легко узнать по ярким табличкам в толпе встречающих. Полторы тысячи таким за глаза хватает. Потом следуют рядовые бомбилы-частники. У этих кожаные куртки, огромное брюхо и в руках ключи от машины. Сторговаться с ними можно и за "штуку". Замыкают этот список "шакалы", они же "шахид-такси". Случайные убитые "копейки" с водителями из Средней Азии. Они привезли пассажира, а обратно "порожняк гонять" не хочется. Вот они и "шакалят" на улице - в здание аэропорта их просто не пускают. 500 рублей им красная цена.

За шлагбаум только свои

Полдень. "Шереметьево". Терминал D. Даже не верится - чинный ряд серебристых "Фордов" с шашечками возле выхода. Рядом к столбу прикреплена карта Москвы с ценниками. Ясно, куда и за сколько тебя повезут. Европа!

- Слышь, тебе куда? - кто-то теребит меня за рукав.

- На Тверскую.

- Полторы штуки - и айда за мной, машина за углом стоит, - полушепотом приглашает меня "дикий" таксист в черной куртке. Все-таки Москва!

Я отказался. Тогда он стал что-то шептать другому пассажиру. И они двинулись бодрым шагом за автостоянку.

Раньше терминал F назывался "Шереметьево-2". Только-только "вышли" Хельсинки. На подходе были Нью-Йорк, Пекин и Киев. Менеджеры официального такси в ярко-красных ветровках предлагали услуги таксомотора. Все те же фиксированные цены - от 1800 рублей за поездку в зависимости от района. Вскоре всех финнов разобрали. Подхожу к стойке официалов. Представляюсь. Менеджер Лариса охотно рассказывает:

- Раньше здесь действительно до драк за клиента доходило. Да вы все и так знаете. Но лет пять назад наша фирма пришла сразу во все терминалы "Шереметьево", и мы с помощью милиции навели здесь порядок. Цены фиксированные. Машины новые. Даем чеки. Все прозрачно.

- А неофициальные конкуренты не донимают?

- А они подбирают тех пассажиров, от которых мы отказались. Так что они нам не мешают.

Очередь серебристых "Фордов" двигалась. За ней зорко следил молодой парень в ярком жилете. Он нажимал на кнопку, и шлагбаум поднимался перед маршруткой, автобусом или аккредитованным такси. Перед другими машинами шлагбаум не поднимался.

- А вот мне сейчас только за полторы тысячи в Москву предлагали уехать, - сообщаю менеджеру Ларисе.

- Это они здесь такую цену предлагают. А стоит отъехать, как начинается нытье про пробки, дороговизну бензина. И цена по итогам поездки может возрасти в два раза. Кстати, если на нашей стоянке много такси скопилось, то мы скидку делаем. Рублей триста. Так сказать, регулируем транспортный поток.

Рядом с Ларисиным окошком скучал молоденький менеджер автомобильной прокатной фирмы. Интересуюсь у него, сколько стоит взять напрокат самую дешевую машину.

- У нас акция! Берете машину на сутки - катаетесь двое...

- Так сколько?

- 3350 рублей первые сутки. Плюс страховка 330 рублей, плюс аэропортовский сбор 1350 рублей.

- Что за сбор? Я ездить, а не летать собираюсь!

- Это, так сказать, дань аэропорту. А в нашем офисе в Москве этого сбора нет. Аренда стенда с этим вот стулом стоит столько, что за месяц можно новую машину купить.

Теперь ясно, почему у официалов такси на три-четыре сотни дороже. Кстати, нахожу одного "дикого" в зале ожидания.

Борис таксует в "Шереметьево" больше 20 лет. Как ни странно, он поддерживает инициативу Собянина.

- У нас корпорация! - не без гордости говорит Борис. - Несколько таксистов объединились и выбили себе место под солнцем.

- А с официалами не воюете? Они говорят, что вы клиентов обираете.

- Неправда это! Цены у нас тоже фиксированные. Полторы до центра. Пятьсот из них отдаем на фирму. Штуку себе.

- Вот вы здесь толчетесь, а за стоянку машины по 150 рублей в час капает. Неужели такие деньги отбиваете?

- У меня абонемент. Я за четыре тысячи карточку на месяц покупаю. Сколько хочешь заезжай и стой.

- Милиционеры не донимают?

- Вы про взятки? Нет, наша фирма сама как-то с ними договаривается. А менты сами рады, что мы здесь работаем. Сообщаем им о подозрительных предметах. Как-то банду разоблачили. "Оборотней". Тут какой-то новый милиционер появился. Он "крышевал" одного таксиста на "Москвиче". Сажал клиента, а потом мертвых по обочинам находили. Мы и заявили. Оказалось, что милиционер фальшивый. Поймали их.

- Ну вот если я на своей машине захочу в аэропорту подработать диким образом?

- Только через фирму. Все друг друга знают. Вычислят тебя вмиг!

- Колеса проткнут?

- Как бы тебя самого не проткнули.

Они вернутся

Я приехал в "Домодедово" ровно в 16.30. Возле колонн в зоне международного прилета цветы и свечи. Молебен отслужили, а люди с цветами идут и идут. Среди встречающих я насчитал всего двух таксистов с табличками. И то они приехали по вызову клиента. Одно везет в Москву за 2,5 тысячи рублей, потому что представительский "Мерседес". Другое, желтенькое, - за 1500 рублей. У стойки официалов спрашиваю диспетчера:

- Правда, что после теракта в Москву везли за 20 тысяч?

- Молодой человек, вот вы бы заплатили такие деньги средь бела дня, когда кругом полно автобусов и бесплатная электричка ходит каждые полчаса? Ни у нас, ни у частников цены не поднимались.

В зале прилета внутренних рейсов тоже тишина. Я насчитал всего трех таксистов-частников. Стало ясно - гоняют частный извоз после теракта. Но, как мне объяснили, "дикари" и раньше действовали по хитроумной схеме. Встречают пассажиров не водители, а "диспетчеры". Уговорив клиента, они набирают номер, и шофер через минуту въезжает в зону высадки-посадки пассажиров, подхватывает клиента и выезжает за шлагбаум. Укладываются в 10 бесплатных минут. Все по закону.

"Диспетчеров" сейчас нет. Как мне объяснили в аэропорту, они или погибли, или в больницах лежат. Ведь взрыв был в самой гуще таксишников.

- Подождите, через месяц новые появятся, - заверили меня. - Ну разве "зазывалы" будут стоять теперь на улице. Ведь закон они не нарушают. А цены у них почти в два раза ниже.

Мне рассказали еще про одну хитрость. Чтобы быстро и задешево уехать из аэропорта, достаточно подойти в зону вылета. Там таксисты сами ищут клиента, чтобы не возвращаться пустыми в Москву. Можно уехать и за полцены. Я прошелся вдоль аэровокзального комплекса. Сразу три машины боролись за меня!

В результате грамотного маркетинга цена упала до 500 рублей. Назвал ее узбек на сравнительно новой "шестерке" с владимирскими номерами и без глушителя. Я благоразумно отказался.

* * *

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Афанасьев, заместитель генерального директора по персоналу такси "Каретный ряд": "Городу необходимо свое такси"

- На рынке таксомоторных услуг наша фирма с 2002 года. У нас на глазах проходили таксомоторные войны у вокзалов. Раньше бандиты наезжали на одиноких "бомбил", да и на целые организации. А сейчас все гораздо спокойнее. Городу необходимо свое собственное муниципальное такси. На новых машинах, с хорошо обученным персоналом. Чтобы его можно было вызвать по телефону без задержек. А сейчас в Москве несколько десятков фирм и фирмочек, которые наперебой предлагают услуги. Причем качество обслуживания, безопасность поездки не гарантируются.

* * *

Московские вокзалы не такие уж и "хлебные"

У Казанского вокзала в два ряда стояли иномарки, и ни на одной из них не было таксистских шашечек. Однако у выхода из здания какие-то мордатые барыги предлагали таксомоторные услуги.

- Сколько стоит до "Домодедово"? - спросил я.

- Полторы тысячи!

Через минуту я уже знал, что от Курского и Павелецкого вокзалов поездка до "Домодедово" обойдется в 2-2,5 тыс., от Савеловского - 1,8 тыс., а на Киевском вокзале можно сбить цены до 1,2 тыс. Но там водят пьяницы.

- Нет, вы можете доехать и за тысячу на "шахид-такси", но не факт, что вас довезут до аэропорта. Могут завезти в подворотню и тюкнуть по башке, - вмешался в разговор "бомбила".

- Вообще, "Казанский" - не такое уже и "хлебное" место, - продолжает рассказывать водитель по имени Александр. - Хотя поезда сюда прибывают каждые пять минут. Но если за день совершишь две поездки и заработаешь 2-3 тыс. рублей - день считается удачным.

По словам водителя, у него есть лицензия на частный извоз, однако шашечки он на свой "Фокус" не "одевает", чтобы не привлекать внимание милиции.

- Ведь нас как только не трясут, - горячится Александр. - И милиционеры проверяют, и опера с Петровки, и сотрудники мэрии.

Александр рассказал, что раньше работал в таксопарке, но чтобы там получить зарплату в 25 тыс. рублей, в день следует давать план в 7 тыс. Но это нереально. Вот почему в городском такси работают в основном приезжие, а москвичи оформляют частное предпринима-тельство.

- Только раз в месяц отдаешь бригадиру 5 тыс. рублей за стоянку на вокзале, а вся остальная выручка твоя. Милиционерам мы не платим. Им платят частники без лицензии, которым по закону полагается штраф в 70 тыс. рублей. Но они платят милиционерам 500 рублей - и едут дальше.

Александр Андрюхин

Комментарии
Прямой эфир