"Нынешней молодежью движет не романтика…"
Тому, кто не читал классика, скажем: писатель называл героя своего романа Александра Адуева "трижды романтиком - по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни". В романе шла речь о неизбежном взрослении и неминуемых при этом потерях. О том, что происходит с каждым человеком по мере угасания юношеской искренности и пылкости.
Впрочем, на Урале спектакль поставили по знаменитой инсценировке романа драматурга Розова. Он в свое время получил за нее Государственную премию СССР. Как рассказал режиссер постановки Андрей Русинов, версия Розова демонстрировала, как с обыденной легкостью "сломали" хорошего человека. Горько и грустно, но в тоже время обыкновенно. Однако режиссер уверен, что тема крушения романтических мечтаний современной молодежи никак не созвучна.
"В 1966 году роль Сашеньки Адуева в спектакле вывела на театральный олимп Олега Табакова, - говорит Русинов. - Мне и нашему времени ближе Адуев-старший, "реальный", прагматичный, деловой человек. На его фоне особенно заметно, что нынешней молодежью движет не романтика, а инфантильные представления о мире, желание получить от жизни все, не прилагая усилий. Именно эта позиция, а не жесткость окружения в итоге и определяет судьбу героя. А будет ли ему зритель сочувствовать или посмеется над ним - покажет премьера".
Адуев-Старший, он же - заслуженный артист России Анатолий Жигарь, играет расчетливого дядю Сашеньки Адуева, который приехал жить из провинции в Санкт-Петербург. "Сколько бы раз ни прогоняли спектакль, каждый раз прихожу к мысли о том, что век Гончарова и наш век чем-то похожи, - рассказывает актер. - Страна требует делового человека - героя, которого я играю. А люди, живущие чувствами, оказываются маловостребованными, выглядят нелепыми и смешными. Спектакль именно об этом, о том, как жить - чувствами или рассудком? Мне кажется, это очень современная тема".
Декорации к "Обыкновенной истории" в уральской версии созданы лауреатом "Золотой маски" Владимиром Кравцовым. На сцене - колонны с видами северной столицы, исполненными в черно-белом варианте. Со слов декоратора, это подчеркивает двойственность города: все его изящество и всю тяжесть.
Итак, на сцене пылкий провинциальный юноша Сашенька (Илья Андрюков) из барского русского быта попадает в столицу и там… Ну, в общем, люди не меняются.