Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В ОП перечислили способы подтверждения возраста в РФ
Мир
Подписано соглашение между ЕС и MERCOSUR о зоне свободной торговли
Общество
В Госдуме сообщили об изменениях в правилах авиаперелетов в России с 1 марта
Мир
США ликвидировали связанного с «Аль-Каидой» террориста на северо-западе Сирии
Мир
Стубб призвал решить разногласия США и Евросоюза через диалог
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Харькове
Мир
Глава МИД Дании назвал неожиданным заявление Трампа о введении пошлин
Происшествия
При возгорании хозпостройки в Московской области погибла 12-летняя девочка
Мир
Reuters узнало о переговорах США с главой МВД Венесуэлы перед захватом Мадуро
Мир
Спикер парламента Чешской Республики убрал из своего кабинета флаг ЕС
Мир
Армия США пропустила свой срок по постановке на вооружение гиперзвукового оружия
Мир
Президент США заявил о необходимости начала поисков нового руководства в Иране
Происшествия
План «Ковер» ввели в Пензенской области
Мир
Американист объяснил причины приезда большой делегации США на форум в Давос
Общество
Синоптики спрогнозировали температуру до –11 градусов в Москве 18 января
Мир
Белый дом опубликовал фото Трампа с подписью «Мистер тариф»
Мир
Польская туристка спасла тонущего котенка в Дубае

Сумасшедшие дома

Перечень из 132 уникальных зданий составил авторитетный американский журнал Vanity Fair. По просьбе издания эксперты назвали лучшие постройки мира начиная с 1980 года. Список кандидатов в чудеса оставляет странное ощущение - по большей части это нечто брутальное, устрашающих размеров и совершенно некрасивое в массовом понимании этого слова, считает обозреватель "Известий" Анна Гараненко
0
Церковь Сен-Пьер в городе Фирмини (Франция) была построена по проекту архитектора Ле Корбюзье в 2006 году — через полвека после его смерти
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Но воображение потрясает - гигантские общественные здания, переваривающие людские потоки, этакие дома-утробы. Причем метаболизм у них, как правило, выставлен на всеобщее обозрение - как у здания Lloyd Building, построенного в 1986 году в Лондоне архитектором Ричардом Роджерсом. Родоначальник "боувеллизма" (от английского bowels, "внутренности" - архитектурное направление, стремящееся вывернуть здания наизнанку, выведя техническую начинку наружу и освободив за счет этого внутренние пространства) мог бы отметиться в рейтинге своим центром Помпиду в Париже - первым зданием такого рода. Но оно было построено раньше, в 1971-м. По наружным стенам офиса компании Lloyd ездят лифты, оно опутано трубами и лестницами - здание-фабрика, производящее нематериальный продукт (страховые услуги).

Если "чудо" не вывернуто наизнанку, его по крайней мере должно быть хорошо видно на просвет. В Доме музыки в Порто, спроектированном архитектором Ремом Колхаасом, стеклянный главный зал. Если с улицы и не слышно, что там происходит, то уж точно все видно. Его же, Колхааса, Центральная библиотека Сиэтла, построенная в 2004 году, выглядит как причудливая прозрачная скульптура, целиком вырубленная из кристалла.

В Медиатеке архитектора Тойо Ито (Сендай, Япония, 2001 год) окна от пола до потолка, а стены умеют складываться в гармошку и раздвигаться, что символизирует отсутствие барьеров между человеком и информацией.

Здание Фонда Cartier (архитектор Жан Нувель, 1994 год постройки), на сооружение которого пошло 5000 квадратных метров стекла, несмотря на свои размеры (17 этажей, из которых 9 надземных), кажется неосязаемым - внутри можно увидеть сад с редкими цветами, а офисную жизнь буквально видно насквозь. Похоже, обитатели офисов проводят рабочие дни, ничего ни от кого не скрывая - попробовали бы рыбы обеспечить себе интим в аквариуме...

Другая крайность, позволяющая приобщить дом к перечню архитектурных чудес, - практически полное отсутствие окон. В сочетании с грандиозным масштабом и причудливой пластикой дает фантастический эффект - здание словно разговаривает со зрителем. В этой группе, естественно, не обошлось без Фрэнка Гери с его Музеем Гуггенхайма (1997 год) - сумасшедший расчлененный корабль, причаливший на набережной в Бильбао (Испания), облицован титановыми пластинами и меняет цвет в зависимости от освещения.

Новый корпус университета Cooper Union в Нью-Йорке (архитектор Том Мэйн, 2009 год) обтянут "второй кожей" - перфорированными стальными пластинами, а за счет стеклянного выреза фасад выглядит так, словно его пару раз полоснули гигантским кинжалом. Тревожно, некомфортно, но очень эффектно. То же гнетущее и притягательное ощущение эксплуатирует Еврейский мемориал в Берлине, построенный в 1998 году Даниэлем Либескиндом, - слепые стены, непредсказуемые узкие прорези и редкие вкрапления стекла.

Есть среди претендентов и камерные здания - правда, немного. Термы (Вальс, Швейцария), построенные Петером Цумтором в 1996 году, - сама простота, элегантность, минимализм, дом для медитации над горячим источником. Архитектура для ума с ее обманчивой простотой - Церковь Света (архитектор Тадао Андо, построена в 1989 году) в Осаке: толстый бетонный бункер, два ряда скамеек и сквозная прорезь в виде креста во всю алтарную стену.

Если есть у этих сооружений что-то общее (помимо места в перечне "чудес света"), так это особое устройство головы у заказчиков, которые допустили и даже оплатили это безобразие, притягивающее теперь восхищенные взгляды всего мира. Вот это действительно чудо.

* * *

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Коробьина, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева:

- Сопоставлять наши достижения и мировые некорректно. 30 лет назад мы жили в изоляции от мирового архитектурного процесса. Просторы нашей родины осваивались типовым строительством, переведенным на индустриальные рельсы. Решались задачи не архитектурные, а социальные и экономические. Кстати, успешно - каждая семья при жизни имела шанс получить отдельную квартиру. Позже, когда границы рухнули, мы обнаружили себя на обочине международного архитектурного мейнстрима. Ни новейших технологий, ни развитой материально-строительной базы, ни наработанной проектной культуры, ничего... Большое достижение, что отрыв в 70 лет был осмыслен за 10, а преодолен - еще за 20. Понятно, что в этот период не могло быть реализованных суперобъектов. Были достойные проекты, но таких, которые попали бы в фокус международного внимания, не было и быть не могло.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир