Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Явление Дионисия народу

В храме Христа Спасителя открыта фотовыставка Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия - миру". Вряд ли можно выразить сущность творческих исканий фотохудожника и издателя Юрия Холдина (1954-2007) лучше, чем сделал он сам аллегорической работой "Откровение". Все на первый взгляд просто: стоит ребенок у входа в храм
0
Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 год. Фотография с выставки Юрия Холдина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Но если вспомнить, что сам Христос называет себя "дверью", ведущей в жизнь вечную: "Кто войдет Мною, тот спасется", и присмотреться, что это за "дверь", - и вот уже одни вопросы роятся в смущенном нашем сознании. Потому что дверь та - портал собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где непостяжимым образом сохранились до наших дней фрески, писанные великим Дионисием. А там, где Дионисий Мудрый, бывший и выдающимся философом, и христианским мистиком, и лишь в третью голову гениальным иконописцем, - магия загадочных символов, глубинная перекличка сюжетов.

Дионисий никогда не подписывал своих творений. А в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и подпись автора имеется - в простенке северной двери храма: "...А писцы Деонисие иконник съ своими чады. О владыко Христе всех царю, избави их, Господи, мук вечныхъ", указано и время, примерно полтора летних месяца 1502 года... Как заметил Никита Голейзовский в книге "Дионисий и его современники", свое имя мастер написал необычно: "Деонисий" вместо "Дионисий", с заглавной греческой "дельтой" и греческой "омегой" вместо буквы "о". "Деос" по-гречески означает "создатель", "творец" - именно так определял свою земную миссию великий мастер.

Холдин писал: "Мне довелось впервые видеть фрески Дионисия июньскими солнечными днями, когда свет играл красками. Всматриваясь в несравненную стенопись, я все больше ощущал несоответствие между тем, что видел и читал о ней в светских изданиях нашего века, и тем, что открывалось мне по мере созерцательного представления о храме Божием".

Каждая известная нам гениальная мысль когда-то пришла в чью-то голову. В голову Холдина пришла такая: фрески Дионисия могут быть не только объектом изучения при помощи фотосъемки - когда решаются образовательные или научные задачи, а на выходе мы имеем иллюстрации к искусствоведческому тексту или туристический буклет, - но и ее целью как предмет искусства. Так родилось то, что сегодня называют "проект Юрия Холдина": сохранить, без искажений донести до зрителя светоносную мощь фресок XVI столетия.

Путь Холдина был долог и тернист - он преодолел большие материальные затруднения, решил множество технических проблем. Как добиться длительной равномерной освещенности больших площадей и как варьировать освещенность в пространстве, чтобы передать глубину пространства и архитектонику объекта? Как передать баланс цвета и "поймать" фактуру поверхности? Как при съемке сохранить пропорции? Как не потерять всего этого при полиграфическом воспроизведении? Он справился со всеми трудностями.

Экспозиция выставки представляет собой итог семилетнего труда, причем более ста из 260 его работ напечатано уже после смерти автора и демонстрируется впервые. Открывая ее для посетителей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, как в далеком 1975 году он проделал очень длинный путь, но так и не увидел фресок Дионисия: с трепетом подошел к храму, но тот был закрыт. На просьбу впустить его получил категорический отказ. "Если открыть дверь, в храм проникнет воздух с улицы и фрески разрушатся".

Режим работы музея с тех пор изменился мало - все те же 30 минут в сутки, а его удаленность от столиц не изменилась ничуть. Поэтому для многих нынешняя выставка в храме Христа Спасителя может оказаться единственной возможностью приобщиться к наследию великого Дионисия.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...