Аристократизм милосердия
Принято считать, что первые сестры милосердия выполняли роль "ангелов в солдатских сапогах" - выносили раненых с поля боя, перевязывали, утешали, одним словом, "милосердствовали". На самом деле во время Крымской войны великий Пирогов увидел в них единственное спасение от казнокрадства, мздоимства и бесчестия армейских интендантов, начальников госпиталей, аптекарей и прочей публики, которой война была "мать родна". Состоятельные и независимые дамы, идеалистки и аристократки, заменили собой вороватых "каптенармусов". Сестры-хозяйки следили за питанием солдат и качеством обмундирования, сестры-аптекари - за пополнением запасов лекарств и бинтов, сестры-казначеи - за деньгами. Им солдатики доверяли сохранять свое жалованье, офицеры - ценные вещи и средства. Это, по сути, была реформа той армии, только проведенная без чиновничьей говорильни, а честью и совестью благородных людей. Имена сестер милосердия тех лет были озарены не просто славой - сиянием святости.
Наши времена превратили призвание в профессию. Сестер - в средний (слово-то какое!) медицинский персонал. Милосердие - в обязанность. Независимость от начальства - в беспрекословное подчинение. Состоятельность (баронессы и княгини в деньгах не нуждались) - в унизительные зарплаты и необходимость подрабатывать чем и где можно.
И мы еще удивляемся, что медсестры теперь не те, что раньше.
Ни одно здравоохранение в мире не может сегодня обойтись без них. Голова и руки врача стоят так дорого, что не должны выполнять весь огромный объем работы, связанный с врачеванием: выполнением назначений, уходом, процедурами, оформлением бумаг, рутинных исследований и т.д. и т.п. Даже сами медицинские сестры разделились на десятки специальностей: сестры палатные и операционные, процедурные и патронажные, участковые и кабинетные, в стоматологии и женской консультации, в инфекционных больницах и санаториях - это все разные работы. Объединяет их только одно - исполняя их, профессионал не должен забывать о милосердии, о том, что он служит страдающему человеку.
Ну а если простая девочка из семьи со скромным достатком, только что закончившая медицинский колледж и идущая в медицину с наивным стремлением помогать людям, получает зарплату аж в 4550 рублей? Этим мы, общество, как бы говорим ей: все твои знания, твое сочувствие и мягкость, твое понимание чужого страдания, твоя улыбка и легкая рука, вместе взятые, стоят три копейки. То есть не слишком-то и нужны нам. То есть дешевле милосердия в медицине ничего нет.
Вот через некоторое время, помыкавшись по подработкам и намывшись полов в свободное от работы время, она нам и ответит: вас много, а я одна... мне некогда... не знаю я, где ваша карта... больной, не орите!
Престиж профессии невозможно поднять красивыми словами. Престижная профессия - за которую хорошо платят, за которую уважают дети и которой завидуют юнцы. Это давно уже поняли во многих странах, где медсестры получают только высшее образование, а их заработки немногим меньше, чем у врача. Правда, у нас эта разница порой тоже почти неощутима, только по другой причине - начинающие врачи нередко получают даже меньше.
Предвижу возражения: милосердие в деньгах не измеришь, это категория нравственная, оно либо есть, либо его нет, и прочее бла-бла-бла... Только первой русской сестре милосердия, скромной барышне Даше Михайловой (больше известной под именем Севастопольской) государь, помнится, пожаловал помимо золотой медали 500 рублей серебром премии и 1000 рублей - в приданое. В сумме это примерно жалованье полного генерала той армии за год. Ну, понятное дело, она на фронт - под взрывы и пули, в грязь и кровь - пошла не за этим. Но все же, все же...