Диалог власти и общества
Постепенно была осознана необходимость систематического диалога власти и общества, необходимость создания структуры, осуществляющей общественный контроль на прочном основании закона. Президент Владимир Путин выдвинул идею создания Общественной палаты, и в администрации президента вместе с видными общественниками был подготовлен проект закона "Об Общественной палате Российской Федерации".
Россия не первая страна, где создана подобная структура. Например, в Евросоюзе наш партнер - Экономический и социальный совет - формируется прямым решением национальных правительств из представителей бизнеса, профсоюзов и НКО. У нас же была принята более либеральная схема, предусматривающая избрание широкого спектра представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных организаций.
Сегодня уже работает третий созыв Общественной палаты. За это время сложился стиль ее работы, система ее взаимодействия с гражданским обществом. Сложилась система слушаний Общественной палаты. Они зачастую становятся большими общественными событиями. Достаточно вспомнить недавние слушания по поселку "Речник", по Генплану Москвы, по Химкинскому лесу. Утрата Юрием Лужковым доверия москвичей стала прологом к утрате доверия президента. Этот урок, надеемся, будет усвоен.
Заключения палаты по проектам законов стали реальным инструментом их совершенствования. Важным примером того, как власть всерьез принимает во внимание позицию гражданского общества, стал закон, меняющий правовой статус и механизмы хозяйствования бюджетных учреждений (83-й ФЗ). Руководство страны прислушалось к мнению палаты, и важную, назревшую реформу избавили от ненужной торопливости. Регионам дали время на подготовку нормативных документов, на обучение специалистов.
Инициативы палаты становятся частью государственной политики. Так, президент Дмитрий Медведев активно поддержал участие социально ориентированных НКО в модернизации социальной сферы, повышении эффективности использования бюджетных средств.
За пять лет палата доказала, что общественный контроль за властью - не фантазия и не декорация. Об этом свидетельствует поток обращений граждан, "горячие линии" по действительно "горящим" проблемам, опросы общественного мнения. Подлинным вотумом доверия стали сотни миллионов рублей, собранных нашими соотечественниками в помощь погорельцам в ответ на призыв палаты. Эти деньги не только позволили материально помочь несчастным людям, но и построить в сгоревших селах детские сады, школы, фельдшерские пункты.
Пример Центра по развитию структур взаимодействия власти и общества стал стимулом для создания общественных палат в регионах. Сегодня их уже 60. Недавно создан Совет палат России, координирующий деятельность Общественной палаты и палат регионов.
Деятельность палаты на деле доказывает возможность менять ситуацию не на митингах, но через деловое взаимодействие власти и гражданского общества. Власть чаще всего готова слышать предложения, основанные на профессиональном знании, на понимании всего комплекса последствий. Давление активного гражданского общества - надежное лекарство против бюрократической инерции и технократической зашоренности. И это вызов для палаты, для гражданского общества, его инициатив и ответственности.