Не для своих
Раньше Москва обнародовала свои госпотребности и выбирала поставщиков c помощью сайта www.tender.mos.ru и журнала "Московские торги". Теперь главным и единственным порталом становится федеральный www.zakupki.gov.ru - фактически "одно окно", общероссийское. Реестр госконтрактов будет вести федеральное казначейство. Публиковать заявки на участие в торгах и протоколы их проведения в печатном виде больше не нужно. Городской портал сохранит за собой лишь функцию, по словам главы департамента Москвы по конкурентной политике Геннадия Дегтева, "обеспечения максимальной информационной доступности городского заказа, а также анализа и мониторинга итогов торгов".
- Новая система - это доступность информации, простота участия в торгах, единая схема контроля, повышение заинтересованности общественности в осуществлении контроля за городскими закупками, - заявил Геннадий Дегтев на пресс-конференции в мэрии. - А также отсутствие возможности манипулирования данными и снижение коррупционных рисков, возможности сговора между поставщиками и заказчиками. Эта проблема является ключевой.
На фоне федерального опыта оптимизм московских чиновников выглядит преувеличенным - общероссийский портал электронных торгов работает уже более года, но степень коррумпированности системы госзаказа не уменьшается. "Известия" неоднократно публиковали мнения экспертов на этот счет, которые подтверждали: большая часть бюджетных потерь происходит за пределами электронной системы. Вкратце список проблем сформулировал и выступивший на пресс-конференции главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований, профессор Николай Нестерович.
- Государственные потребности делятся на две части: то, что необходимо для выполнения государственных функций (это в значительной степени определяется тем, сколько денег выделено в бюджете), и обеспечение чиновниками "себя, любимых", - говорит Нестерович. - Здесь и возникают оплаченные государством позолоченные кровати, хрусталь или транспортное обслуживание чиновника, равное ста средним пенсиям. Другая проблема - квалификация заказчиков: очень часто на завершающей стадии конкурса выясняется, что закупается не совсем то (или совсем не то), что нужно. Нынешнее законодательство не позволяет ничего изменить. То есть резко возрастает ответственность каждого заказчика на стадии определения, что именно ему нужно. При этом 94-й закон резко ограничил возможности заказчика "на входе" - никаких квалификационных требований к поставщику, например, опыта работы в этой сфере, он предъявить не может.
Между тем тендеры стали поводом для громких скандалов в Москве - в конце прошлого года мэр столицы Сергей Собянин распорядился приостановить тендеры на закупку лекарств, поскольку в этой сфере выявлены грубые нарушения. Медицинские препараты за государственные деньги покупались по завышенным ценам, а конкурсы, как правило, выигрывали "свои" фирмы. Тогда же мэр предложил уволить руководство ГУП "Столичные аптеки", которое пользовалось излишним конкурентным преимуществом на рынке: в 2009 году оно выиграло 77% конкурсов, в 2010 году - 57%.
- Контрольным комитетом и финансовыми органами проводятся проверки, связанные с замечаниями мэра, - прокомментировал "Известиям" ситуацию Геннадий Дегтев. - Конкурсная документация по приостановленным торгам переделывается. Коллеги из департамента здравоохранения готовят конкурсную документацию - на каждое международное непатентованное наименование лекарства будет сформирован один лот.