Выборный год
Праздники, растянувшиеся на две с лишним недели, наконец завершились. Новый, 2011 год действительно начался. Он будет насыщен важными политическими событиями, которые определят наше будущее на ближайшие пять-шесть лет.
Во-первых, в этом году станет известно, кто будет избран президентом в марте 2012 года. Самый поздний срок - декабрь, но скорее всего Дмитрий Медведев и Владимир Путин договорятся раньше. Напомню, что срок полномочий главы государства в 2008 году был увеличен до шести лет.
Во-вторых, мы изберем новый состав Государственной думы. Определенно, он не будет принципиально отличаться от нынешнего. Хотя некоторые политологи допускают, что проходной барьер преодолеют только три партии, а один из нынешних парламентских миноритариев осилит лишь шестипроцентный "полубарьер" и получит соответственно всего два мандата. Впрочем, такой итог на самом деле в еще большей степени гарантировал бы сохранение status quo, ведь при нем "Единая Россия" вновь несомненно получила бы конституционное большинство. Ожидается также, что "полубарьер" (шести- или пятипроцентный) сможет преодолеть какая-то из малых (непарламентских) партий, например "Правое дело" или "Патриоты России". В этом случае Дума станет в каком-то смысле более представительной. Хотя, повторяю, принципиально расклад сил не изменится. Опять же напомню, что в 2008-м срок полномочий нижней палаты был увеличен до пяти лет.
В-третьих, во многих регионах будут избраны новые составы парламентов. 13 марта состоятся выборы депутатов в двенадцати регионах, в том числе в Нижегородской области, Дагестане и Ханты-Мансийском автономном округе. В декабре требуется планово переизбрать парламенты еще в семи регионах. А если будут приняты новые правила переноса региональных выборов с целью их совмещения с федеральными, то не менее 16 регионов получит возможность досрочно обновить свои парламенты. Среди них Алтайский край, Ленинградская, Московская, Самарская и Тюменская области, а также Санкт-Петербург. Можно не сомневаться, что измененным правилом воспользуются. Таким образом, в течение года может пройти не менее 30-35 избирательных кампаний.
В-четвертых, формирование новых составов региональных парламентов автоматически повлечет соответствующие замены в Совете федерации. Ротация шла весь прошлый год - вслед за назначением новых глав регионов или переназначением старых (всего состоялось 35 назначений). Теперь продолжится. Но причем по новым правилам. С января избирать или назначать новых сенаторов можно только из числа депутатов региональных парламентов или местных представительных ассамблей. Это, несомненно, укрепит связь субъектов федерации с верхней палатой и дополнительно повысит легитимность последней.
В-пятых, продолжится обновление и местной власти. Дело тут даже не в выборах, хотя пройдут тысячи избирательных кампаний. Главное - продолжение переформатирования структуры муниципального управления, по итогам которого отменяются прямые выборы мэров (и таким образом повышаются значение выборов местных депутатов и роль представительных ассамблей) и вводятся должности сити-менеджеров.
Важное политическое значение также будет иметь реорганизация правоохранительной системы, т.е. в том числе реализация принятых по инициативе президента новых законов о полиции и Следственном комитете и совершенствование уголовного законодательства. А также активизация борьбы с коррупцией.
Разумеется, в выборный год активизируется "улица". Она и так "идет с опережением графика". Вспомним прошлогодний декабрь. Будут и митинги, и, увы, что-то позначительнее. Но вопрос не в этом. Устойчивость и стабильность политической системы определяются ее полной независимостью от подобной активности. Грубо говоря, можно устраивать сколько угодно и что угодно, но все выборы состоятся в срок. И пройдут нормально, как положено. Попытки делегитимировать выборы будут обязательно. И есть основания ожидать, что в этот раз "несогласные" и пр. попытаются превзойти самих себя. Но, повторюсь, что бы они ни делали, какого бы медийного эффекта ни добивались, собственно на политику это не повлияет никак.