Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Неадекватные, но счастливые

На экраны выходит дебютный фильм молодого режиссера Романа Каримова "Неадекватные люди". В минувшем году эта картина, обойдя балабановского "Кочегара", собрала все главные призы фестиваля "Окно в Европу" в Выборге
0
Кристина (Ингрид Олеринская, слева) и ее подруга мешают нормализации психики главного героя
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На экраны выходит дебютный фильм молодого режиссера Романа Каримова "Неадекватные люди". В минувшем году эта картина, обойдя балабановского "Кочегара", собрала все главные призы фестиваля "Окно в Европу" в Выборге.

Виталий, житель Серпухова тридцати с чем-то лет с неизбывной тоской в глазах (Илья Любимов), был ревнив, вспыльчив, неуправляем. Что закончилось плохо, а именно - страшной автомобильной аварией, виновником которой стал он сам и в которой погибла его любимая девушка. Чтобы изгнать тяжелые воспоминания, герой решает не просто сменить среду обитания, но начать новую жизнь. Приезжает в Москву, идет к другу детства - ныне столичному психотерапевту (Евгений Цыганов), тот после нескольких сеансов вручает Виталию книгу собственного сочинения о самосовершенствовании, ключи от съемной квартиры и говорит: "Дерзай!". В новой жизни у героя - работа во второстепенном женском глянце (переводчиком с английского), начальница, которая откровенно его домогается (Юлия Такшина), и взрывоопасная соседка по лестничной клетке Кристина (Ингрид Олеринская). Кристине семнадцать, и она напоминает всех героинь Гай Германики скопом. Правда, в отличие от Носовой и Будиловой, может произнести фразу: "Буду теперь как Вуди Аллен, с собственным психо-аналитиком".

Психоаналитик все тот же - в исполнении Цыганова: его визитку Виталий вручил мамаше Кристины, потому как у девушки явно проблемы, с которыми необходимо разбираться. Еще одна визитка перекочевала к похотливой начальнице - в общем, в новой жизни героя все оказываются немного психами. Ну разве восстановишь в таком окружении нервную систему? Тем более отношения с Кристиной из покровительственно-приятельских грозят перерасти в любовные, что требует дополнительных душевных затрат.

Из этих исходных обстоятельств можно было бы попытаться слепить комедию в духе Аллена, но, как известно, никто, кроме самого Вуди Аллена, такие комедии снимать не умеет. По счастью, Роман Каримов и не пытается. Он вообще не пытается быть ни на кого похожим, видимо, это и подкупило жюри фестиваля в Выборге. Хотя, если честно, то, что группа именитых деятелей кинематографа во главе с Андреем Хржановским предпочла милую учебную работу мощнейшему высказыванию Балабанова, лишь подтверждает тезис каримовского фильма о всеобщей неадекватности.

Под сенью многочисленных призов становится слишком уж очевидно, что с актерами молодой режиссер работать решительно не умеет, отчего Любимов в его картине выглядит эдаким "недоВдовиченковым", а Олеринская "недоАкиньшиной". После первых фестивальных показов много хвалебных слов было сказано по поводу диалогов, но моментами кажется, что Каримов (и автор сценария, и композитор, и монтажер) придумывает смешную реплику, а потом уже подстраивает под нее ситуацию. К тому же почти всегда схема в его картине превалирует над сантиментом.

Впрочем, многое оправдывается обстоятельствами возникновения проекта. Если верить самому режиссеру, сценарий "Неадекватных людей" он написал на спор за три недели, чтобы доказать: вполне можно придумать дешевый достойный фильм. Отправной точкой стали три условия, предъявляемые к проекту: дешевизна, хеппи-энд и то, что это должно быть "приятное кино". Несмотря на соблюдение всех трех кондиций, никто сценарием не заинтересовался. Тогда Каримов решил снимать сам, а продюсер Михаил Кукушкин раздобыл для этих целей 100 тысяч долларов. В ситуации, когда и за миллион уже давно никто не берется сделать полнометражный фильм, эффективность трат впечатляет.

Но главное все-таки в том, что не имеющий специального образования Каримов оказался одним из очень немногих дебютантов, кто не стремится разместиться поудобнее ни в одной из уже облюбованных современным российским кинематографом ниш. Коих несколько: "как бы артхаус", "как бы блокбастер" и "как бы комедия". Пусть пока и не очень ловко, но 26-летний режиссер попытался сделать то, что блистательно удается автору "Джуно" и "Мне бы в небо" Джейсону Райтману: снимать вроде бы незамысловатые, но изящные и бодро рассказанные истории. Сам Каримов называет это "приятным кино". Правда, следующий его фильм "Вдребезги", судя по описаниям, к приятным уже не отнесешь.

Комментарии
Прямой эфир