За сланец!

Сланцевый газ стал открытием прошлого года и, может, станет фишкой следующего. "Голубое золото", с колоссальным трудом добываемое в России - в вечной мерзлоте, в полярной ночи, среди болот, - вскоре, как знать, окажется неконкурентоспособным. А сланцевый газ есть почти везде, нужно только научиться его извлекать.
Сланцевый газ - это тот же метан, только залегающий в сланцах неглубоко. Первую "сланцевую" скважину пробурили в США еще в 1821 году. Правда, тогда оказалось, что "мелкий" газ труднее извлечь, чем глубокий: нужно сверлить горизонтальную скважину. Научились это делать лишь в начале "нулевых", и опять же в США. Тогда же и произошла газовая революция. В 2009 году США стали мировым лидером по добыче "голубого топлива", обогнав Россию. В 2010 году в Штатах извлекли уже 51 миллиард кубометров топлива. Компании кинулись скупать акции сланцевых фирм и вкладываться в новый вид геологоразведки, только за первую половину 2010 года на эти цели был потрачен 21 миллиард долларов. Настоящим же ударом для "Газпрома" стало известие о том, что залежи сланца встречаются по всей Европе. Особенно богаты ими Скандинавия и Польша. Через первую, напомним, проходит трасса "Северного потока", который сейчас строится, вторая же и вовсе находится на старом экспортном маршруте. В последние дни 2010 года из Германии пришла новость: колоссальное количество сланца нашли и там, а запасы его - огромны. Всего же в мире разведаны 200 триллионов кубов этого вида топлива, из них 24 - в США.
Чаще всего этот вид газа рассеян по породам в невысокой концентрации, однако на больших площадях земной поверхности можно добыть немало, уверяют оптимисты. Они же отвергают распространенное мнение, что добыча сланцевого газа обходится дороже, чем обычного. Так или иначе, в 2010 году в США сланец обеспечил 14% потребления газа, а терминалы для приема сжиженного топлива (под такие проекты "заточены" наши разработки на Сахалине) простаивали. Теперь их переделывают на импорт газа из США, ставших в одночасье газоизбыточной страной. В России, несмотря на высокий уровень развития геологии как науки, о сланце мало что знали на высоком чиновничьем уровне. Еще в начале 2010 года высокопоставленные чиновники правительства и топ-менеджеры "Газпрома" заявляли, будто никакого сланца на самом деле нет, а есть пиар-компания. И только в апреле министр природных ресурсов Юрий Трутнев неожиданно заявил, что увлечение сланцевым газом в мире создает проблемы для "Газпрома". Когда же некоторые СМИ написали, что российская монополия присматривается к покупке иностранных активов в этой сфере, выяснилось, что единственная причина, по которой Россия сама не добывает сланцевый газ, - это отсутствие технологии.
И все-таки традиционные газовики не сдаются. Во-первых, чтобы добыть сланцевый газ, придется вскрывать гигантские площади, напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Вряд ли это понравится Европе, которая сланец пока не извлекает. На Старом континенте и так яблоку негде упасть, а тут еще придут газовики и начнут рыть свои котлованы. К тому же, мало того, что все разроют, так еще и отравят, говорит Правосудов:
- Технология добычи сланцевого газа подразумевает использование масштабных гидроразрывов пластов, когда 900-1000 тонн воды закачивается в породу для вытеснения из нее газа. С этим можно было бы смириться, если бы использовалась простая вода, но в нее обязательно добавляют химические реагенты, а это может привести к заражению грунтовых вод и отравлению источников пресной воды. Даже в США, где к вопросам экологии относятся гораздо менее внимательно, чем в Европе, добыча сланцевого газа запрещена в районе Нью-Йорка.
Наконец, сланец все-таки дорог, подводит черту Правосудов: в Штатах - 150 долларов за тысячу кубов. Бум на сланец случился в Штатах, когда розничные цены доходили до 500-600 долларов, однако себестоимость сланцевого газа на деле вдесятеро выше, чем старого доброго из России, и этот разрыв пострашнее гидравлического.
Хотя сам по себе сланцевый газ, вероятно, сойдет со сцены по перечисленным причинам, эта история - сигнал к тому, что пора менять саму парадигму выработки энергии. До сих пор альтернативная энергетика воспринималась как чудачество. Автор этих строк хорошо помнит, как один шведский профессор демонстрировал русским журналистам установку, продуцирующую ток из водки (одной бутылки хватает на день, чтобы освещать квартиру). Журналисты гоготали и порывались эту водку выпить. Профессор и сам признавал: сама по себе установка дороговата. С той поры (а прошло четыре года) она подешевела в несколько раз.