Столица на резервном генераторе

Во вторник столица балансировала на грани блэкаута: по информации "Известий", центр Москвы получал электроэнергию по аварийной схеме. Целые районы лишились уличного освещения. А город Железнодорожный, ближайшее "подбрюшье" столицы, и вовсе погрузился во тьму. Ветхое оборудование не выдерживает погодных аномалий. Деньги на развитие энергетики есть, говорят опрошенные "Известиями" эксперты, но тратить их эффективно не научились.
В среднем в энергосистеме России случается одно технологическое нарушение в час, рассказывают энергетики. Люди узнают о них, когда гаснет свет, но чаще удается мгновенно задействовать резервные мощности и схемы. Именно такая ситуация, как выяснили "Известия", наблюдалась во вторник в центре столицы. Сердце мегаполиса питалось по аварийной схеме. Накануне москвичи заметили: не горят фонари на улицах. Например, Варшавское шоссе было погружено во мрак, который рассеивали только сполохи искр от штанг троллейбусов: их пустили глубокой ночью, чтобы не дать заледенеть проводам.
Официально информацию о каких-либо авариях энергетики не подтверждают. "Мы наблюдаем за линиями выше 110 киловольт", - рассказали в компании "Системный оператор" (занимается диспетчерским управлением). "У нас все в штатном режиме, но что на распределительных сетях, мы знать не можем", - заявили в "Федеральной сетевой компании". В "Московской объединенной электросетевой компании" также все "штатно", но выяснилось, что освещением улиц занимается не она, а другая структура, куда дозвониться не удалось. При этом нужно понимать, что "штатно" на языке энергетиков может означать - "проблема была, но никто ничего не заметил".
В Москве и Петербурге сетевое хозяйство еще в приличном состоянии, на периферии все много печальнее, рассказывает Алексей Мартьянов из ИК "Велес Капитал". Он верит в лучшее: сетевики переходят на систему, которая гарантирует им доходность от инвестиций. Но риск в том, что сети финансирует только государство: законодательство препятствует частным инвестициям.
- У сетевиков средств больше, чем у "генераторов", - указывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, - их инвестпрограмма до 2020 года - 2-3 триллиона рублей, в генерации - лишь 1 триллион. Но деньги нужно эффективно и вовремя использовать.
- Инвестиции не защищают от массового падения деревьев и природных форс-мажоров, энергетиков огульно винить нельзя, - говорит председатель правления ИК "Финам" Владислав Кочетков. - Та же МОЭСК направляет средства на инвестпрограмму и ремонты. Реформа энергетики, хотя и оказалась менее эффективной, чем ожидалось, все-таки обеспечила приток инвестиций.
Но отрасль тормозит крайне запутанная система управления, особенно в мегаполисах, сетует Кочетков. Это - типичный пример советского наследия. В принципе система работает, но случись что, спросить не с кого, ответственность размыта, резюмирует он.