Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Хамдамов чистой воды

В Государственной галерее на Солянке открылась выставка "Бриллианты Рустама Хамдамова. Фильмы, живопись". В зале демонстрируются кадры его последнего фильма "Бриллианты" с Дианой Вишневой и Ренатой Литвиновой, который был показан на 67-м Венецианском кинофестивале. И фильм про этот фильм
0
Рустам Хамдамов. Без названия. Акварель, тушь
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Государственной галерее на Солянке открылась выставка "Бриллианты Рустама Хамдамова. Фильмы, живопись". В зале демонстрируются кадры его последнего фильма "Бриллианты" с Дианой Вишневой и Ренатой Литвиновой, который был показан на 67-м Венецианском кинофестивале. И фильм про этот фильм.

В фильме никто не задает Рустаму вопросов, он ничего не комментирует и вообще никто ничего не произносит. Камера что-то выхватывает, а вы уж сами решаете, интересно вам это или нет.

"Бриллианты" - не только название фильма, бриллианты - это еще и грани таланта. Поэтому на втором этаже - акварели и работы тушью. Не лучшие работы. Хотя восторженные поклонницы расскажут вам и про ассоциации с Врубелем, и про "магму зазеркалья", и про то, как "живописные пятна словно бы проступают сквозь бумагу...". Скажу сразу: если ватман с непросохшей еще акварелью сложить вдвое, а потом развернуть, то появятся и "пятна", и загадочные фигурки, и лица... Все это не умаляет достоинств Хамдамова как художника, режиссера, стилиста, наконец, как блестяще образованного человека.

Слава настигла его лет 35 назад после незавершенных "Нечаянных радостей", которые трансформировались в "Рабу любви" Никиты Михалкова, и скандально не известного широкой публике фильма "Анна Карамазофф".

Необычный режиссер и стилист, он сделал из Елены Соловей манерно-изломанную и одновременно естественно-аристократичную особу. А из Ренаты Литвиновой - диву, на которую вот уже столько лет смотрят завороженно. За его подсказками - уникальность натуры, которая понимает, что на самом деле есть тайна и из чего она складывается: из голоса, манеры говорить, ходить, садиться, одеваться... Рисунки десятилетней выдержки тоже завораживают: театральностью, лаконичностью, точностью линии - чтобы так рисовать, нужны острый глаз и верная рука.

Сюжеты вроде бы ностальгические - за столиками кафешек сидят пухлые барышни в матросках, в шляпках горшком или в зюйдвестках, а то и в обычных панамках. Белолицые, розовощекие, гладкие, как фарфоровые фигурки Майоля. Каждый, глядя на них, сочиняет свою историю про Хамдамова, который ностальгирует по 1920-1930-м годам. Но от дамы, поведавшей про магму зазеркалья, услышала, что он не живет этими годами - он, мол, футурист, устремлен в будущее. И неожиданно для себя с легкостью согласилась. Потому что при всей изысканности и тонкости чувств Рустам - человек рациональный, он точно знает "как". Не важно, что сделать, важно - "как".

Сегодняшний Хамдамов - Грета Гарбо в мужском обличье. Такой же загадочный. Он чурается публики, избегает не только журналистов, но и хороших знакомых - даже тех, с кем когда-то плодотворно работал. Мол, съемка, уезжаю, болею, депрессия... Наконец, просто не берет трубку. Думаю, люди ему давно уже не интересны. То есть не люди вообще, а большинство современников. Не интересны новые книги, новые фильмы - да и зачем они, если есть старые, много лучше. Надо смотреть Жана Виго, Бунюэля, Бергмана, Антониони и Феллини, Параджанова, Хейфица и Хуциева. В каждой картине Бертолуччи, считает он, есть кусочек из Довженко. Вайда - весь из Довженко. Изобразительность "Иванова детства" Тарковского - из поэзии хокку и танка: лошади едят яблоки, машут хвостами... А в "Я шагаю по Москве" Данелии люди моют окна и переговариваются через улицу, как в Неаполе, - это из итальянского кино. У него цепкий глаз и хорошая память на цитаты. Цитаты - это не плохо и не стыдно, если помогают продолжить традицию и создать хорошее кино.

Кто захочет увидеть прежнего, полнокровного Хамдамова-художника, приходите в ресторан "Кино" на Олимпийском проспекте: там он разговаривает в полную силу, а на Солянке демонстрирует то, что не жалко было отдать. В своем блоге он пишет: "Читать не могу в принципе: меня тошнит от всего. Я сейчас ехал в поезде, долго-долго стоял перед киоском на перроне, ничего не мог выбрать и в итоге купил журнал про ремонт квартир. Я всегда смотрю "Дом-2" - не потому, что он мне нравится, а потому, что я уже ненавижу искусство. Они там говорят на тридцати словах, это весь их язык. Жестокие, несчастные..."

Тем, кого это имя по-прежнему гипнотизирует, могу посоветовать: читайте его в Сети - получите большое удовольствие: точен, не рисуется, говорит так, что не забудешь. Один блогер написал: "Просто взрывает мозг, после него по-другому смотришь по сторонам".

Комментарии
Прямой эфир