Бюджетная революция

Депутаты Мосгордумы утвердили бюджет на 2011 год. Впервые за постперестроечную историю столичного парламента закон был утвержден единодушно. Коммунисты даже поблагодарили столичное правительство за "революционные изменения" в законе". Перед голосованием с программной речью о переменах в бюджетной политике перед парламентариями выступил мэр Москвы Сергей Собянин.
Одно из важнейших направлений бюджета - обеспечение городского социального стандарта минимального размера пенсии. В следующем году он вырастет до 11 тысяч рублей. На решение этой задачи в расходной части предусматривается на 96,5 млрд рублей больше, чем в 2010 году. Труженикам тыла добавку поднимут с 635 до 686 руб. в месяц; ветеранам труда - с 420 до 454 руб.; реабилитированным - с 735 до 794 руб. (таких горожан - более 800 тыс.).
Оппозиционные партии столичного парламента одобряют новый социальный курс Москвы.
- Бюджет - революционный, - считает депутат МГД от фракции КПРФ Вадим Кумин. - Мы увидели, что правительство умеет подниматься над групповыми интересами и вкладывать деньги туда, куда нужно вкладывать. До этого при принятии важных финансовых решений в значительной мере не учитывалось мнение КПРФ. Теперь как в расходной, так и в доходной части приняты практически все предложения фракции. Сильная сторона бюджета - увеличение доходов не за счет увеличения налогов, а за счет более эффективного использования собственности и отказа от содержания ненужных городу активов.
Другое важное направление бюджетной политики - борьба с пробками. На решение транспортных проблем столичные власти намерены инвестировать более 200 миллиардов рублей. В три раза больше, чем в 2010 году. При этом на дорожное строительство будет направлен 131 млрд.
- Изначально на дороги предполагалось выделить 38 млрд рублей, - комментирует Игорь Антонов, председатель бюджетно-финансовой комиссии МГД. - Однако после корректировки статья "подросла" на 93 млрд. Таких колоссальных финансовых вливаний город не помнит за всю новейшую историю нашего государства. Новое правительство Москвы не ограничилось декларацией проблем, но решительно приступило к их решению. Нам предстоит сложная работа, которая займет не год и не два.
Столичный градоначальник в следующем году намерен реформировать чиновничью гвардию. Сергей Собянин призвал избавить Москву от избыточных управленческих структур, а следовательно, и расходов на них. По его словам, сейчас в органах управления чуть больше 30 тысяч различных должностей. Однако на самом деле практически у каждого департамента и структурного подразделения, которые иногда в десятки раз по численности больше самих госучреждений. Также будут ликвидированы "лишние" ГУПы. Городские власти также намерены поощрять создание рабочих мест на окраине города. В перспективе многие офисы, в том числе для госкомпаний, будут строить на окраине столицы. Что поможет ликвидировать пробки, а заодно будет способствовать развитию периферии.
Основные параметры московского бюджета 2011 года
Доходы - 1,24 трлн рублей
Расходы - 1,39 трлн рублей
На что потратят деньги:
Социальная сфера - 722 млрд. Из них:
- образование - 238 млрд (в том числе на развитие альтернативных форм детсадов - 1,5 млрд);
- здравоохранение и спорт - 186 млрд (в том числе 34 млрд на модернизацию здравоохранения);
- пособия, компенсации, субсидии - 298 млрд.
Дорожное и иное строительство - 361 млрд
Развитие транспорта - 206 млрд. Из них:
- строительство метро - 50 млрд;
- реконструкция малого кольца железной дороги - 2,5 млрд;
- обновление подвижного состава общественного транспорта - 2 млрд;
- реконструкция улично-дорожной сети - 22,4 млрд;
- строительство паркингов и гаражей - 7,8 млрд.
ЖКХ - 226 млрд. Из них:
- содержание придомовых территорий - 20,2 млрд;
- благоустройство дворов - 5 млрд;
- обустройство парков - 5 млрд.
Транспортный узел быстро не развязать
Из выступления мэра Москвы Сергея Собянина в Мосгордуме перед принятием бюджета
О социальной политике
Объем средств на прямые социальные выплаты москвичам вырастет со 112 миллиардов рублей в текущем году до 126 миллиардов в 2011-м. Еще 70 миллиардов будут направлены на субсидии в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Социальный стандарт минимального размера пенсий увеличен до 11 тысяч рублей. Доплаты будут получать более чем 2 миллиона московских пенсионеров. Общая сумма бюджетных расходов на эти цели составит 96,5 миллиарда рублей.
Также вырастет размер ежемесячных денежных выплат труженикам тыла, ветеранам труда и военной службы. Всего таких заслуженных граждан Москвы более 800 тысяч. В целом на расходы социального характера - образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальные выплаты, субсидии на транспорт и ЖКХ - в бюджете следующего года заложено 722 миллиарда. Это 52% его расходной части.
О развитии транспорта
Транспортный узел быстро не развязать. Понятно, что торговые центры и офисы, которые сегодня построены в центре города, в одночасье не переместить на периферию... Никуда не исчез и дефицит дорожной сети в Москве, который в два, в три, а то и в шесть раз выше, чем в аналогичных городах мира. Тем не менее мы обязаны переломить тенденцию постоянного ухудшения транспортной ситуации.
...Приоритет будет отдан развитию всех видов общественного транспорта. Это метро, электрички, наземный автобусный транспорт.
...При подготовке поправок в бюджет мы приняли решение в три раза увеличить городские инвестиции на объекты транспорта. Их объем в 2011 году составит 203,6 миллиарда. (...) Уже в 2011 году мы серьезно ускорим строительство метро, выделив на эти цели 50 миллиардов рублей. Я хотел подчеркнуть, что это не разовое выделение. Это минимальная сумма, которая должна ежегодно выделяться из городского бюджета таким образом, чтобы проектировщики, строители, инвесторы четко понимали перспективу участия в строительстве метро и мы сами понимали, как этот вид транспорта будет развиваться. Задача выйти на темпы строительства в среднем по 15 километров новых линий в год, также повысить комфортность перевозок пассажиров. Должен отметить, что вот эта цифра 50 миллиардов - это бюджетные инвестиции. Мы должны с вами проработать вопросы привлечения дополнительных и частных инвестиций в эту сферу.
Выделено 2,5 миллиарда на проработку необходимой документации подготовки к реконструкции малой кольцевой железной дороги, разговоры по реконструкции которой уже ходят несколько лет. Мы приступаем к конкретной работе вместе с РАО "РЖД". Также приступаем к организации линии скоростного трамвая, которая свяжет Москву с ближайшими городами Московской области.
О "карманах" и парковках
Далее мы начнем реализацию так называемых локальных мероприятий. Речь идет о расширении проезжей части на перекрестках, выделении специальных полос для движения общественного транспорта, строительстве "карманов" для остановок общественного транспорта, устранении незаконных примыканий к уличной сети, стихийных автостоянок на проезжей части и так далее. Будет начата масштабная программа строительства подземных и надземных пешеходных переходов в тех местах, где есть возможность организовать движение без светофоров. Таких точек намечено несколько десятков.
В 2011 году на выполнение таких мероприятий намечено направить 22,4 миллиарда. Причем должен сказать, что объем финансирования может быть увеличен по мере освоения ресурсов.
Следующее направление расходов - это сооружение паркингов и гаражей. На них из бюджета выделяется 7,8 миллиарда рублей. В основном эти средства предназначены для продолжения реализации программы "Народный гараж", которая самым серьезным образом забуксовала из-за недостаточности оборотных средств, и подготовки площадок для организации так называемых гостевых парковок в центре Москвы и перехватывающих парковок на подъездах к центру города.
О дорожном фонде
Уже в ближайшее время мы внесем в городскую думу проект закона "О дорожном фонде Москвы", причем учитывая реальные потребности нашего города, я бы предложил сформировать его как фонд развития транспортной инфраструктуры, где будут сконцентрированы все профильные расходы: метро, железнодорожное сообщение, парковки, а не только дороги. По крайней мере, мы сейчас такие консультации с Министерством финансов ведем, смотрим законодательную базу таким образом, чтобы мы вписались в нормативную базу и при этом создали единый фонд. Если не получится создать формально единый фонд, будем смотреть другие варианты резервирования этих средств.
О модернизации здравоохранения
Безусловным приоритетом бюджета являются и расходы на программу модернизации здравоохранения. Это крупнейший федеральный проект на 2011 и 2012 годы. Я должен сказать, что федеральная программа модернизации рассчитана на два года, но за счет ресурсов бюджета, внебюджетных ресурсов города Москвы мы, конечно, должны создать более емкую программу, пятилетнюю программу, в соответствии с которой провести полную реконструкцию и модернизацию здравоохранения Москвы. Сегодня 65% москвичей справедливо недовольны качеством работы больниц и поликлиник. Порядка 30% зданий медицинских учреждений требуют ремонта, около 40% медицинского оборудования необходимо менять.
Важнейшим направлением развития здравоохранения должно стать улучшение помощи матерям и детям. Поэтому не менее 25% от всей программы развития здравоохранения будем направлять именно на детское здравоохранение. И это минимальная сумма, я думаю, которая будет значительно увеличена.
Также должна быть обеспечена возможность электронной записи на прием ко врачу во всех медицинских учреждениях, что позволит существенно снизить потери времени граждан на ожидание в очередях. Это касается как москвичей, так и других граждан нашей страны, которые по направлениям врачей и по соглашению между департаментами регионов и нашим департаментом приезжают в Москву, они не должны стоять в очередях у чиновников. Если есть направление, то в конечном итоге пациент должен приходить в конкретную больницу, которую заранее ему определили, а не ходить по департаментам, кабинетам и не выстаивать очереди.
Об очередях в детсады
Мы поставили перед собой цель максимально сократить очереди в детских садах. Проект инвестиционной программы предусматривает ввод в 2011 году 50 новых дошкольных учреждений на 8 тысяч мест. Конечно, хотелось бы строить больше, но дело даже не в финансовых ограничениях, а в объективных сложностях с подготовкой площадок под строительство в условиях чрезвычайно плотной городской застройки. В этом году было тоже определено около 50 садиков, но реально будет введено 32. Потому что стройка зачастую начинает вестись на неподготовленных площадках, не освобожденных даже от имущества и собственности третьих лиц. В результате мы имеем скандалы с жителями и котлованы незавершенных объектов.
Кроме того, выделяется полтора миллиарда рублей на развитие гибких форм устройства детей: групп кратковременного пребывания, семейных детских садов, мини детских садов и других. А также для освобождения зданий дошкольных учреждений, используемых не по назначению. За счет этих мер мы рассчитываем получить порядка 18 тысяч дополнительных мест для устройства дошкольников.