Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Иркутске самолет совершил вынужденную посадку из-за непогоды
Происшествия
Женщина погибла и еще два мирных жителя пострадали при атаке ВСУ в ДНР
Армия
Расчет пушки М-46 уничтожил опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Общество
Роскомнадзор не нашел оснований для разблокировки Roblox
Общество
В СРЗП предложили повысить штрафы для операторов за утечку персональных данных
Мир
Уиткофф и Кушнер продолжат консультации с украинской делегацией 6 декабря
Общество
Россиян предупредили о штрафе до 5 тыс. рублей за срубленную к Новому году елку
Происшествия
ЗАЭС ночью несколько часов была отключена от внешнего электроснабжения
Армия
Средства ПВО за ночь сбили 116 украинских БПЛА над территорией России
Общество
В Госдуме предложили бесплатно обследовать детей на уровень витамина D
Общество
Экономист рассказал о способах перевода денег без блокировки
Мир
Жители подконтрольного Киеву Запорожья остались без света и отопления
Мир
Politico назвала личный состав ВС РФ преимуществом при освобождении территорий
Армия
Пункт управления погранотряда ВСУ уничтожен в Сумской области
Мир
Дуров назвал требования ЕС по отношению к технологическим компаниям невыполнимыми
Общество
В Госдуме рассказали о мошеннической схеме с «новогодними открытками»
Общество
Синоптики спрогнозировали температуру до +3 градусов в Москве 6 декабря

Катюша на берегу канала Грибоедова

Опера Леоша Яначека "Катя Кабанова" стала первой премьерой 178-го сезона Михайловского театра. И засвидетельствовала, что сегодня питерская труппа является лидирующим игроком в оперном пространстве России
0
Татьяна Рягузова в роли Кати Кабановой главное событие в спектакле Михайловского театра (фото: РИА Новости)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Опера Леоша Яначека "Катя Кабанова" стала первой премьерой 178-го сезона Михайловского театра. И засвидетельствовала, что сегодня питерская труппа является лидирующим игроком в оперном пространстве России.

Как ни парадоксально, но оперный ремейк "Грозы" Александра Островского в России особого интереса никогда не вызывал. Хотя "Катя Кабанова", созданная чешским классиком в 1921 году, пользуется всемирной популярностью. Эту оперу в Кёльне ставил Гарри Купфер, в Гамбурге - Питер Устинов, в Мюнхене - Дэвид Паунтни, в Париже - Кристоф Марталер. Единственная попытка Новосибирского театра в 2007 году отношения к произведению Яначека в России не изменила.

Это обстоятельство, кажется, только раздразнило Михайловский, который очень нетривиально подходит к формированию своего репертуарного багажа. Гендиректор театра Владимир Кехман выписал на берега Невы немецкую постановочную команду. 70-летний режиссер Нильс-Петер Рудольф - темная лошадка для оперного театра, где его послужной список незначителен. Основным его достижением считаются чеховские постановки.

Действие короткой оперы сконцентрировано на Катерине, которая не может смириться с обывательским миром и добровольно уходит из жизни. Символика русского драматурга композитору не столь интересна - не случайно опера названа именем главной героини, а собственно гроза длится в музыке феноменально коротко, меньше минуты. Рудольф не разгадывает тайны русской души, он в тандеме со сценографом Фолкером Хинтермайером делает минималистский спектакль в "черном кабинете", где собирает полную коллекцию режиссерских штампов.

На заднем плане то девочка в белых одеждах появится, то черный гроб пронесут, а "луч света в темном царстве" аж трижды пересекает сцену. Катя рассказывает о своих грешных чувствах, "зарывшись" в кучу набросанных стульев. Таким образом режиссер игнорирует быт и вычленяет главное - любовное настроение оперы. Самая яркая постановочная находка - гроза и снегопад, которые обрушиваются одновременно, будто дело происходит не на берегах Волги, а где-нибудь в альпийском высокогорье.

Благо, партитура Яначеком написана столь драматично и плотно, с такими ясными столкновениями музыкальных тем и ритмическими переходами, что тщательность исполнения оказывается неизменно выигрышнее скромных и сиюминутных режиссерских фантазий. Опера обогащена речевыми интонациями, к тому же исполняется на диалекте Южной Моравии. Музыкальный руководитель театра и постановки словак Петер Феранец тут на высоте. Оркестр звучит сочно и красиво, без лирической слащавости. Нагнетая трагическую страстность и точно следуя композиторской воле - к трагедии Катерины причастны  все персонажи.
Михайловский собрал удачный ансамбль солистов. Это в первую очередь украинский тенор Дмитрий Попов (Борис), прекрасно демонстрирующий сладкоголосьем всю самовлюбленность своего героя. Эффектная Софья Файнберг (Варя) и меццо Наталья Бирюкова (Кабаниха) - и телесной пластикой, и вокалом напоминающая мистический образ графини из "Пиковой дамы". Но настоящим откровением спектакля стала Катерина Татьяны Рягузовой, которая прежде блеснула в партии дворжаковской Русалки.

Михайловский театр сегодня может похвастаться собственной примадонной. Певица с яркой внешностью и мягким, теплым голосом, способным звонко воспарять к самым страстным лирическим кульминациям или, наоборот, превращаться в захватывающий дух, бесконечно трогательный звук - будто вздох. Она невероятно предана своей Катерине, роли, где такое множество фраз, от которых разрывается сердце. Ее Катя Кабанова - не жертва социальных предрассудков и русского самодурства. И уж, конечно, не "луч света в темном царстве" или грешница, наказавшая себя смертью. Она свободная натура, предпочитающая страстное чувство мнимому долгу...

Далее в театре ожидается переход от оперных изысков к абсолютным шлягерам. Следующими премьерами станут "Севильский цирюльник" Россини и "Свадьба Фигаро" Моцарта. Анонсированные ранее "Кармен" Бизе, для которой режиссер еще не найден, и "Жизнь с идиотом" Шнитке в постановке украинца Андрея Жолдака обещают показать через год. Вкупе с какой-нибудь оперой Вагнера, например "Летучим голландцем".

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир