Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Знаем хорошо, умеем плохо

Обсуждая новый законопроект "Об образовании" самое время задуматься, чему же все-таки учат в нашей школе. В рейтинге способностей учащихся Россия - в конце четвертого десятка
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Обсуждая новый законопроект "Об образовании" самое время задуматься, чему же все-таки учат в нашей школе. В рейтинге способностей учащихся Россия - в конце четвертого десятка.

Тесты Международной программы по оценке достижений учащихся (PISA), которые проводятся Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), считаются одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире. Главный объект исследования - 15-летние школьники. Цель программы - не просто оценить уровень знаний, полученных в школе, а выяснить, насколько успешно подростки могут применять эти знания в жизни. И вот с этим, как показывают данные-2009, у наших школьников самые большие проблемы.

PISA исследует уровень знаний в трех главных сферах: грамотность чтения, естественно-научная и математическая грамотность. Средний балл стран ОЭСР - по читательской грамотности - 493 по 1000-балльной шкале. Российские ребята с 459 баллами занимают 41-43-е места между Дубаем и Чили. Впрочем, важно не столько место в рейтинге, сколько динамика изменений. Она у нас положительная. С 2000 по 2003 год (исследования проводятся раз в три года) уровень читательской грамотности российских школьников резко снизился - с 462 до 442 баллов. Следующие три года он оставался примерно на том же уровне, а в последнее время подрос сразу на 17 пунктов. Если эта тенденция сохранится, мы имеем шанс догнать лет через шесть более развитые страны. Кстати, российские девушки сделают это гораздо раньше: у них уже сейчас 482 балла, тогда как у мальчиков всего лишь 437. Ну а если взглянуть немного глубже, выяснится, что за минувшие девять лет российские школьники научились гораздо лучше извлекать нужную информацию из текстов, но по-прежнему испытывают проблемы с ее осмыслением, оценкой, а также с выражением своего мнения по поводу прочитанного.

По математической грамотности Россия занимает 38-40-е места (468 баллов), по естественно-научной - 37-40-е (478 баллов). Ни в той, ни в другой сфере никакой существенной динамики за последние девять лет не наблюдается. Интересно, что и гендерных различий в освоении знаний тоже нет, тогда как в странах ОЭСР баллы по математике и естественным наукам выше у юношей.

Ну а кто же занимает первые места? В пятерке лидеров во всех трех сферах неизменно присутствуют Сингапур, Южная Корея, Финляндия. Но главная сенсация PISA-2009 - это, несомненно, Китай. Точнее, Шанхай, который впервые принимал участие в этой программе и сразу же вышел на первые места по всем трем показателям. Конечно, Шанхай - это далеко не весь Китай. В России, например, в исследовании участвовали 45 регионов. А от Китая - только Шанхай, Гонконг и Макао. Но тем не менее успех китайской системы образования, что называется, налицо.

А для России ее результат - повод для серьезного анализа. Галина Ковалева, директор Центра оценки качества образования, обеспечивавшего проведение тестов в России, уверена, что "нужно рассматривать проблему в комплексе". По ее мнению, "российское образование дает хорошие результаты в предметных областях, то есть знания у наших детей есть, но нет умения использовать их в жизни". Например, для российских школьников камнем преткновения стала задачка о пингвинах. Им предлагался некий текст, в котором рассказывалось о количественном изменении популяции пингвинов на одном из островов в течение ряда лет. Чтобы ответить на вопрос, что повлияло на эти изменения, школьникам надо было найти соответствующие исследования в интернете. А для этого понять, какие ключевые слова из текста использовать для поиска. Задание было полностью провалено, поскольку, как выяснилось, российские школьники очень слабо владеют навыками поиска и анализа нужной информации.

Второй не менее важный вывод из исследования касается конкурентоспособности страны в целом. Результаты исследования показали, что большинство российских учащихся находятся на так называемом втором уровне знаний, который касается самых элементарных житейских ситуаций. Тогда как в странах ОЭСР преобладают 3-й и 4-й уровни знаний, с которых, собственно, и начинается самообразование. Сразу напрашивается вывод о слабости российской системы образования. Но, оказывается, не все так просто. По результатам других исследований, которые определяют уровень достижений учащихся начальных классов, Россия действительно впереди планеты всей, стабильно занимая первые места. А вот дальше - провал. В минувшем апреле Центр оценки качества образования провел специальное исследование на эту тему, чтобы понять, как меняется уровень работы с текстом в 4-м, 6-м и 9-м классах. Выяснилось, что результаты 4-х и 6-х классов почти не отличаются между собой, а в 9-м наблюдается лишь незначительный прирост.

Получается, за пять лет после начальной школы ребенок почти не учится работать с текстом, анализировать информацию и использовать ее для того, чтобы учиться дальше. "На мой взгляд, это происходит потому, что от одного учителя, дающего целостную систему взглядов на мир, ребенок переходит сразу ко многим учителям, каждый из которых старается "впихнуть" в него как можно больше знаний по своему предмету", - считает Галина Ковалева. Это не столько вина учителей, сколько общая проблема российской системы образования, главная задача которой - дать ученикам массу знаний. В результате школьные программы перегружены, а ученики просто не успевают освоить все предметы, не говоря уж развитии самостоятельности мышления. В итоге, как выразилась Галина Ковалева, получается "выученная беспомощность", когда знания вроде есть, а пользоваться ими не научились.

Во всем мире к результатам тестов PISA относятся очень серьезно, часто воспринимая их как повод для реформы системы образования. За последние несколько лет 13 стран значительно улучшили свои показатели. Например, Чили поднялась на 50 пунктов и почти догнала Россию. А в Великобритании попросту закрывают школу, если она три раза подряд дает плохие результаты по тестам. В России же исследования PISA не то чтобы игнорируют, но и особо в расчет не принимают. Правда, на этот раз опубликование результатов удачно совпало с общественным обсуждением нового законопроекта "Об образовании", который вскоре должен быть внесен в Думу. Кроме того, в Министерстве образования и науки разрабатывается новый стандарт для средней школы. Именно по этим документам предстоит жить российской школе в ближайшие годы. Будет ли в них учтено сегодняшнее место нашей системы образования в международном рейтинге? Пока вопрос открыт.

Комментарии
Прямой эфир