Кому нужен робот-хирург
Согласно данным главного врача Городского клинического онкологического диспансера Георгия Манихаса, еще каких-то пять лет назад рак предстательной железы был лишь на шестом-седьмом месте в списке часто встречающихся онкологических заболеваний. Теперь он обосновался на третьем месте. Ежегодно в Петербурге выявляется 18 тысяч человек со злокачественными новообразованиями, больных раком простаты среди них около 2000. Если рак локализован и не дал еще метастазов, "золотым стандартом" лечения считается радикальное удаление предстательной железы (простатэктомия), когда в ходе операции удаляются и все близлежащие к простате лимфоузлы.
Решает человек, делает машина
Странно видеть, что рядом с операционным столом хирургов нет и в помине. Над пациентом "колдуют" механические руки робота, управляет которым всего один человек. Профессор Семенов комментирует: "При подобных операциях оперирующий хирург сидит за отдельной консолью, передавая свои движения и мысли роботу. Это хирургия будущего, с учетом возможностей совершенствования самого комплекса, развития технологии. Думаю, что вскоре этот метод найдет широкое применение, но пока без участия думающего человека в медицине вообще ничего не будет".
Операционное поле при помощи эндоскопической техники "вынесено" для хирурга на особый экран: изображение помогает контролировать действия. Для сторонних наблюдателей в операционной есть еще два экрана - один большой, другой поменьше. Мастер-класс по урологической операции в Центре им. В.А. Алмазова проводили чешские медики, уже давно практикующие робототехнику в хирургии. В Европе и Америке эта технология принята как стандарт для выполнения операций на предстательной железе.
Острая проблема
По словам заведующего онкоурологическим отделением Городского клинического онкодиспансера Петра Карлова, более чем в 97% радикальная простатэктомия гарантирует пациентам отсутствие рецидива болезни в течение 10, а то и 15 лет. Операция эта ювелирная, требующая большого опыта хирурга и точности исполнения. Однако может дрогнуть рука и маститого медика, а вот робот, говорит Дмитрий Семенов, таких огрехов не допускает.
Заболеваемость раком предстательной железы растет повсеместно, а эксклюзивных роботизированных комплексов (каждый стоит около 2 млн евро) у нас в стране раз-два и обчелся. Так что в этот центр будут направлять не только петербуржцев, но и пациентов из всех уголков России. Но даже с помощью робота больше двух простатэктомий в день сделать нельзя. Зато обслуживание машины (стоимость только одного набора инструментов-насадок для робота, по словам Карлова, стоит около 5000 евро) обходится бюджету в баснословную сумму. Оперируют в центре по квотам Минздравсоцразвития. Это означает, что высокотехнологичная медицинская помощь тоже достанется пациентам за счет федерального бюджета.