Палестинское танго
Аргентина и Бразилия объявили о признании независимости Палестины. Вскоре примеру соседей может последовать Уругвай. Во всех трех случаях речь идет о территории, включающей не только Западный берег реки Иордан и сектор Газа, но и Восточный Иерусалим.
"Правительство Аргентины разделяет со своими партнерами Бразилией и Уругваем мнение, что настал момент признать Палестину свободным и независимым государством", - говорится в заявлении главы МИД латиноамериканской страны Эктора Тимермана. Он сообщил: президент Аргентины Кристина Киршнер направила соответствующее письмо главе Палестинской национальной администрации Махмуду Аббасу, выразив ему горячую поддержку и уважение.
Инициатива в вопросе признания Палестины принадлежит Бразилии. Действующий президент Луис Инасиу Лула да Силва, который уже 1 января "сдаст" страну своей преемнице Дилме Руссефф, первым среди латиноамериканских лидеров направил Махмуду Аббасу соответствующее письмо. В послании Лулы говорилось: "Этот шаг будет способствовать миру в регионе". Есть данные о том, что примеру соседей может последовать и Парагвай.
В правительстве США решение бразильского лидера уже назвали "ошибочным" и "достойным сожаления". В Израиле также недовольны латиноамериканской инициативой. Замглавы МИД ближневосточной страны Дани Аялон высказал мнение, что такое решение "только навредит мирному процессу".
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
До 1947 года территория Палестины находилась под мандатом Великобритании, однако Лондон отказался от нее. ООН приняла план, предполагавший разделение Палестины на арабское и еврейское государства. Иерусалим при этом должен был стать международным городом под управлением Организации, Западный берег реки Иордан и сектор Газа - отойти арабам. Еврейская сторона приняла этот план, но Лига арабских государств его отвергла, и переговоры зашли в тупик. 14 мая 1948 года на оставшейся части территории подмандатной Палестины было провозглашено Государство Израиль. В результате арабо-израильской войны в 1949 году Трансиордания аннексировала Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, а Египет получил сектор Газа. Тем не менее в 1967 году в ходе Шестидневной войны все эти территории оказались под контролем Израиля. По итогам Соглашений в Осло 1993 года была создана Палестинская национальная администрация. На Восточный Иерусалим претендуют и палестинцы, и израильтяне.
КАК ВАМ ЭТО?
Владимир Давыдов,
директор Института Латинской Америки РАН:
- Я думаю, что признание Палестины связано с "левым поворотом" в политической жизни Латинской Америки. Ее лидеры давно наблюдают за ближневосточным конфликтом, отдавая должное праву арабского населения Палестины на собственное государство. Для Бразилии и Аргентины, так же как и для Уругвая, это не экстраординарный шаг. Внутренняя ситуация в Латинской Америке для него созрела.
Несомненно, таким образом нам демонстрируют, что тон на континенте задает Бразилия. Мы с нашим устаревшим западноцентристским представлением этого не замечаем, однако, по существу, в Западном полушарии сейчас действуют два полюса: США и Бразилия. Последняя превращается в мировую державу. И если Лула дал отмашку, многие латиноамериканские страны к этому прислушаются. Правда, для Аргентины решение о признании Палестины связано с некоторыми проблемами: там существует очень большая и очень влиятельная еврейская община.
Евгений Сатановский,
президент Института Ближнего Востока:
- Аргентина нуждается в кредитах со стороны Бразилии - с этим и связано ее решение признать Палестину. Кроме того, сейчас в мире складывается очень серьезный блок бывших государств "третьего мира", задача которых - пощипать "золотой миллиард": Европу и США. С точки зрения их лидеров, самый эффективный безопасный способ тут - это сделать гадость Израилю.
Инициатива, с которой Аббас выступил перед Лулой, - следствие агонии палестинской государственности. Реального государства нет, договориться с израильтянами ее руководство ни о чем не может.
На сегодняшний день мы понимаем, что палестинское государство не состоялось. Есть только криптократическая национальная администрация, которая не могла бы существовать без экономической и военной поддержки израильтян. И есть движение ХАМАС, для которого примерно ту же роль играет Иран.