Казаки милиции не верят

О стычке в городке Зеленокумске, где молодые станичники, возмущенные поведением гостей, пытались своими силами их проучить, защитники обеих сторон много писали и говорили, но очень эмоционально. "Известия" выяснили, что привело к этому конфликту и как его можно было избежать.
Зеленокумск поражает своей неухоженностью и обилием надписей на обшарпанных заборах "Продается". Кажется, у местного люда одна забота: уехать. И многие уезжают.
Большинство оставшихся поддерживают станичников, которые считают виновниками многих бед, в том числе запустения, горцев. А события 21 ноября - безусловно их вина.
В тот вечер 15-летняя Катя вместе с подругой познакомились с приезжими чеченцами, которые пригласили девчонок в "Приору" и повезли кататься. Катались до полуночи. А потом Катя оказалась помимо своей воли в чужой квартире, где новый знакомый по имени Беслан попытался ее изнасиловать. Девушке удалось бежать. Но ее настигли, силой затолкали в салон машины, откуда она выпрыгнула на ходу, получив травмы.
- Я узнал об этом уже на следующий день от брата Кати, казака, - говорит предприниматель Сергей Тихенький, сотник Зеленокумского казачьего общества. - Обращаюсь к знакомому офицеру милиции: как быть? Его прогноз плохой: дела о попытке изнасилования редко доказуемы. А тут и фигуранта нет, сбежал. И тогда мы решили сами найти его. В пятницу, 26 ноября, нашли "Приору". Я подошел к водителю: кто таков? "Я кадыровец", - отвечает и показывает красную корочку. Я ему про бесчинства прошлых выходных и про Беслана. "Беслан - мой друг", - отвечает. Зови этого друга, говорю.
По словам Сергея, водитель принялся звонить. Но вместо Беслана примчались четыре машины, "набитые чеченцами", которые пригрозили казакам "вторым Бесланом" и уехали. Дальнейшее в рассказе Тихенького плохо вяжется с предыдущим. Сергею якобы вдруг позвонили соратники из другой части города и сообщили: "По нам стреляют". Преследование стрелка привело станичников к дому предпринимателей-чеченцев Гафуровых, в котором водитель машины и скрылся. Здесь вскоре произошло известное сражение.
В изложении представителей чеченской общины все выглядело абсолютно иначе.
- Молодые ребята из Чечни не раз приезжали сюда в выходные отдохнуть с русскими девушками, - как по писаному излагает подробности председатель кредитного кооператива Шарпудин Ахмадов. - Девчата сами звонили, назначали свидания. Так произошло и в последний раз. Просто одна из подруг перепила, не контролировала себя и по пути домой выпрыгнула из машины. Парень ее поднял, довез. А наутро явился к ней с цветами.
Абсурдным боестолкновение на улице Калинина, где живут Гафуровы, кажется лишь на первый взгляд. Кровопролитие зрело давно, накаляя отношения между двумя этносами. И не столь важно, кто первым достал оружие.
- Делают погоду приезжие, что наведываются сюда из Чечни, - говорит секретарь совбеза Советского района Ольга Каракулова. - Раньше мы пытались на них влиять через лидера нашей чеченской общины Магомеда Надуева. Он - бывший офицер, к его мнению прислушивались. Но Надуев в мае умер. И община осталась без пастыря.
"Беспризорные" чеченцы владеют в Советском районе многими предприятиями, и это не нравится казакам.
- Они покупали эти предприятия на грани банкротств, никто не мешал покупать другим, - считает Ольга Каракулова.
Казаки же считают, что некоторые покупки были сродни захвату, чему власть не захотела противостоять. Предприятия после перехода к новым хозяевам так и стоят на замке: ни рабочих мест, ни копейки в бюджет. Допустившая это власть не хочет теперь реагировать и на другие беззакония приезжих.
- Я ведь в казаках всего два месяца, - признается 33-летний Сергей Тихенький. - Вступил в войско, потому что брата чеченцы избили. Просто так, ни за что. Известно, кто виновник, у него кличка Ислам. А милиционеры разводят руками: "Найти не можем". Только на казачество надежда. С осени полторы сотни ребят, как и я, надели форму Терского казачьего войска.
Местные чеченцы, в свою очередь, уверены: беззаконие идет от "ряженых" при попустительстве милиции и муниципальной власти.
- В нынешнем году это уже четвертый громкий случай с казаками, - не скрывает возмущения предприниматель Ломали Надуев. - Начинается с пустяковой причины: молодые поскандалили, подрались. А в итоге поднимают весь край, сотни казаков перекрывают автотрассу, устраивают налеты на кафе с криками: "Бей чехов!" Все это при бездеятельности власти.
- За всей этой вакханалией - экономические интересы, желание отобрать у чеченцев заводы, а нас выдворить, - подчеркивает Ломали. - Я через это уже прошел в Чечне девятнадцать лет назад, когда вайнахи призывали снимать с работы русских и выселять. Выступил против, стал "врагом чеченского народа" и вынужден был сам уехать.
Региональные и федеральные власти сейчас стремятся исключить разрастание конфликта. Какие рычаги задействовать - вопрос ключевой. Ответы ищут на встречах с жителями Зеленокумска. На первый такой разговор в минувшую субботу пришло под тысячу человек: зал местного Дома культуры не смог вместить всех желающих, толпы стояли в проходах. Новый начальник ГУВД Ставропольского края генерал-лейтенант Александр Горовой приехал на этот сход с мнением, что в Советском РОВД средние показатели по региону не хуже и не лучше других. О чем и заявил во вступительном слове. Но к концу двухчасовой дискуссии, похоже, сильно скорректировал свою позицию. Женщины подходили к микрофонам и оправдывали пострадавшую Катю, которая обратилась за помощью к казакам, а не в милицию. Потому что в РОВД от сигналов граждан просто отмахиваются.
- Четвертого ноября меня избили на рынке кавказцы, - привела пример жительница Зеленокумска. - Позвонила в девять утра в милицию - никто не приехал.
- Если мой сотрудник поступил неправильно, вы должны были обратиться ко мне или по телефону доверия "ноль два", - пытался поучать начальник РОВД полковник Юрий Новиков.
- Звонила и на "ноль два", причем два раза, результат тот же, - пояснила пострадавшая.
Ее и еще нескольких заявителей генерал Горовой пригласил на личный прием. Он предостерег казаков и чеченцев от эскалации конфликта. Дал понять, что осведомлен о проникновении в казачью среду людей с уголовным прошлым. Как и о попытках чеченцев действовать незаконно. Пообещал объективное расследование, упомянув об ответственности не только горячих джигитов, но и не менее заводных станичников. Местную милицию ждет укрепление, а на дорогах в район появятся посты МВД, регистрирующие гостей.
Наслушавшись словесных баталий, я заглянул в тихую обитель православного духовно-просветительского центра "Ковчег". Здесь только что закончились факультативные занятия по курсу "Основы православной культуры". Учительница Валентина Тихонова провожала ребят, среди которых были и неславянские лица.
- В обычной школе они изучают мировые религии, - пояснила Валентина Алексеевна. - А сюда приходят по заявлению родителей. В каждой группе помимо русских по нескольку детей армян, дагестанцев, чеченцев. Ведь речь у нас не идет о перемене веры. Говорим о нравственности, патриотизме, о русских традициях.
То есть не все в Зеленокумске только и делают, что выясняют отношения с оружием в руках. Весь вопрос в том, чтобы позитивные импульсы поощрить и в других общинах. Очень много зависит как раз от казаков, от русских, которые, по словам местного турка-месхетинца Мустафы Усманова, "должны дальше видеть".