Московский прорыв
В середине ноября Сергей Собянин подписал постановление о создании градостроительно-земельной комиссии. Помимо пересмотра отдельных наиболее одиозных градостроительных проектов комиссия займется внесением изменений в Генплан и правила землепользования и застройки. Значит, пересмотр сверстанных при прежнем руководстве планов развития Москвы не за горами. Заслуженный архитектор России Святослав Миндрул руководит крупнейшим в столице проектным центром - ОАО "Моспроект", выпускающим больше 1500 объектов ежегодно. Его размышления в интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой.
известия: Когда в прошлом году срочно принимали Генплан-2025, городские власти убеждали жителей, что в Москве исчезнут пробки, появится достаточно парковок, а обеспеченность жильем достигнет 40 кв. метров на человека (сегодня - 20 кв. метров). Правда, далеко не все профессионалы в это верили. Новый мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил, что Генплан необходимо корректировать и что поставленным задачам он не отвечает. Вы с этим согласны?
святослав миндрул: Главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что территория города оказалась ограниченной еще Генпланом 1971 года. То есть у Москвы нет пространства для дальнейшего развития.
и: Есть разные мнения по поводу того, как разрешать московские проблемы. Зураб Церетели предлагает вернуть столицу в Санкт-Петербург. Есть предложения перераспределить столичные функции между несколькими городами и регионами.
миндрул: Бывший мэр Москвы Гавриил Попов недавно высказался за то, чтобы расширить столицу в границах проектируемой центральной кольцевой автодороги - ЦКАД, то есть примерно на 30-50 км за МКАД, а "остатки" Московской области передать близлежащим регионам. Хотя так мы можем спровоцировать развитие города по радиально-кольцевой системе еще на 30-50 км. Но радиально-кольцевая система имеет физические ограничения. Она не может расти до бесконечности, как развивались средневековые города. Каждое новое кольцо усиливает центростремительное движение - к центру города. Уже сегодня это - тупик.
и: Звучит как указатель в метро "Выхода нет".
миндрул: Выход есть, причем не мной придуманный. О нем говорят сегодня и архитекторы, и строители. Я имею в виду возможность развивать город в каком-нибудь одном направлении - скажем, к Питеру. Вариант линейного развития Москвы предлагался еще в 1930-е годы, в так называемой "параболе Ладовского" (см. справку "Известий"). Сегодня, как никогда прежде, необходимо "прорвать кольцо". Линейное развитие города - общепринятый градостроительный прием. Представьте картину: от Москвы к Твери курсирует "Сапсан". Электрички по скоростной железной дороге не ходят, для этого рядом имеется другая - для местных перевозок. Параллельно проходит скоростная автодорога Москва-Петербург, причем ей необязательно втыкаться в Москву, она может по касательной пройти - в том и смысл параболы. Рядом - местная автомагистраль. Между ними расположены инженерные коммуникации. Все это объединяется сетью местных транспортных связей. Там же размещаются транзитные комплексы коммуникаций. С одной стороны - рекреационные зоны с жильем не больше восьми этажей, с другой - градообразующие объекты, инженерные головные сооружения, коммунальные зоны. Так сегодня многие живут. Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон - это все линейные города. Вы летите в самолете из Нью-Йорка в Вашингтон по побережью вечером и видите внизу огни - это и есть линейный город.
Команда нового мэра занимается сегодня решением тактических задач. Но этот ресурс рано или поздно будет исчерпан. Нужно задуматься о стратегии. Взяться за кардинальные вопросы. Зачем жить в тесноте и скученности, если в центральном регионе так много земли? Думаю, линейное продолжение Москвы - более реальный вариант, чем снос домов ради строительства новых и расширения старых магистралей. Это же не только безумно сложно, но и безумно дорого.
и: Считается, что задача мэра Сергея Собянина - добиться объединения Москвы и Московской области в единый регион под своим началом.
миндрул: Жители области с радостью стали бы москвичами, хотя бы ради того, чтобы получать большую пенсию. Но это же потребует огромных средств. К тому же чисто административное объединение совсем не обязательно. А вот Генеральный план развития для Москвы и области необходим общий. Москва и область должны сесть за стол и разработать стратегию развития столичной агломерации. Невозможно и дальше воплощать несовместимые друг с другом планы и проекты.
и: А идею выделить центр города в особую административную единицу - с особым статусом подчинения и практически полным запретом на новое строительство - вы и ваши коллеги поддерживаете?
миндрул: Это необходимая тактическая мера. Она назрела. Центр столицы должен перейти под контроль федерального правительства. Это единственно возможный способ сохранить наше историческое наследство - старый город.
и: Сегодня звучат предложения "надстроить" Садовое кольцо. Идея не новая - еще в середине 1980-х предлагали устроить Садовое кольцо в двух уровнях: путем строительства эстакад либо с помощью заглубления проезжей части. Неужели это наше будущее?
миндрул: Мы прямиком идем к этому, так называемому "токийскому" варианту. Я бывал и в Токио, и в других японских городах. Впечатления тягостные. Эти города не созданы для жизни. Дома на расстоянии 2-5 метров друг от друга; многоуровневые дороги вплотную к жилью; грохот страшный, хотя двигатели там экологически чистые; часть коммуникаций вывешена на столбах; никаких площадей, бульваров. При такой скученности спасает лишь то, что они живут на островах.
и: Но у Японии действительно нет территории. У нас же она есть!
миндрул: О том и речь. Чтобы принять токийский вариант - сверхуплотненный город с многоэтажными дорогами, - нужно быть японцем. У россиян совсем другое восприятие жизни, другая психология. Мы привыкли жить на широкой земле. Когда я возил японцев по Подмосковью, они ахали - сколько же у вас земли!
и: Другой вариант нашего недалекого будущего, как вы считаете, римский. Он подошел бы Москве больше?
миндрул: Упаси нас Бог и от первого, и от второго. Я пробовал передвигаться по Риму в автомобиле. Это невыносимо сложно. Все крупные магистрали сделаны односторонними. Чтобы развернуться, нужно ехать через дворы, мелкие проезды и улочки. Вся дворовая уличная сеть принадлежит не жителям, а машинам. Хотя, надо признать, Москва уже сегодня живет в полуримском варианте.
и: Сегодня много говорят о необходимости новой Центральной кольцевой автодороги - ЦКАД, в которую должны превратить расположенную в 40-60 км от города малую бетонку. Тогда удастся увести транзит с МКАД. Но вы считаете, что этот проект - чистая коммерция и Москву он не спасет. Почему?
миндрул: Откройте схему ЦКАД и сразу все поймете. На двух участках - Наро-Фоминском и Рублевском - трасса идет особым путем, не так, как везде. То есть там она проходит значительно дальше от города: делается огромный крюк, чтобы обойти стороной, например, всю Рублевку. Хотя первые варианты трассы были другими. Судя по этому, проект нужен прежде всего инвесторам. Ведь он включает не только трассы, но и прилегающую землю - зону шириной в 3 км. А что этот проект даст Москве? У нас же радиально-кольцевая система, предполагающая центростремительное движение. А мы строим одно кольцо, потом второе, третье... ЦКАД станет новым "средневековым кольцом", которое может спровоцировать разрастание Москвы до его границ. Превратится в новую МКАД, со всеми вытекающими последствиями. Главное, зачем строить транспортное грузовое кольцо с грузовыми терминалами так близко от Москвы? Это урон экологии всего Московского региона! Это же значит пустить через столицу весь транспорт страны. Мы как бы приглашаем - приезжайте, мы построим для вас дорогу, а дальше разъезжайтесь по всей России. Этот проект лоббирует область, которая заявляет: Москву спасет только ЦКАД. Но для столицы главное - сохранить резервные рекреационные территории. В Генплане 1971 года, разработанном под руководством Михаила Васильевича Посохина, их называли "легкими" столицы. Этот лесопарковый защитный пояс не может быть транспортным. Развивать эту зону даже как жилую - большая ошибка. Тут впереди такие скандалы, что бои за Химкинский лес покажутся пустяком.
и: Где же тогда устраивать транспортные терминалы?
миндрул: Вокруг Москвы есть и вторая, большая бетонка - в 80-100 км от города (район Михнево-Серпухов-Балабаново и т.д.). Кстати, транзитная объездная дорога могла бы войти в промзону будущего линейного города. Только проектировать такие дороги нельзя, пока коллективная мысль не решит, как дальше развиваться Москве.
* * *
Генплан федерального значения
Марк Гурари, архитектор, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы:
- Когда специалисты помогали москвичам разобраться в сложных схемах и таблицах Генплана-2025, выяснилось, что при росте автотранспорта в два раза увеличение дорожной сети планируется всего на 20%. В перегруженном центре, где на 6% территории сосредоточено до 40% мест приложения труда, намечено строительство новых офисов. Значительная часть города отнесена к зоне реорганизации, где возможен снос 18 млн кв.м жилья, включая 9-этажки. Разумно ли это? Где четкая структура будущей Москвы, где программа разгрузки города, концепция развития? Зато Москва остается самым крупным мегаполисом Европы. Плотность населения - 140-180 человек на гектар, в 4 раза больше, чем в Париже, в десять раз больше мировой нормы комфортного проживания. Дорожная сеть, по мировым меркам, должна занимать треть городской территории. Где же разместить недостающие дороги, а также детские сады, поликлиники, гаражи, парковки?
Может, нужно проектировать Москву как единую агломерацию в масштабах области, что давно вошло в мировую практику градостроительства? Вот только сделать это не просто. Подмосковные города растут, обгоняя все прогнозы. В столичном регионе "столпилась" пятая часть населения страны, что уже может представлять угрозу национальной безопасности. Оголяются земли не только за Уралом, но и в центре Европейской части - здесь проживает в 5 раз меньше населения, чем 100 лет назад. Пожалуй, чтобы разрешить проблемы Москвы, придется разрабатывать доктрину сбалансированного развития регионов России. Сегодня проще, наверное, слетать на Луну, чем найти реальный выход из столичных проблем. Значит, разрабатывать будущее Москвы нужно на таком же уровне, как и полеты в космос, - призвав все интеллектуальные силы, взаимодействуя с миром бизнеса и объединив усилия федеральной и местной власти.
Юрий Бочаров, профессор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук:
- Генплан развития Москвы до 2025-го нелегитимен, поскольку не был согласован c федеральным правительством. В мире существует 22 федеративных государства, столичные регионы которых развиваются под контролем президентов или глав правительств. Москва и Московская область - редкое исключение. Так, за 15 лет в столице не построено ни одного здания или площади федерального значения, ни одной федеральной скоростной магистрали. Прежде федеральные земли составляли примерно 14% всех территорий города.
В Генплане 2025 года объекты, выполняющие столичные функции, занимают лишь 0,3% городских земель. Расчетное население столицы к 2025 году занижено. Также в Генплане не учтено, например, что за последние 20 лет вокруг столицы построено около 400 жилых поселков, а численность населения столицы, проживающего за пределами МКАД, составляет уже не 2% от общего числа, а, по некоторым оценкам, все 14%. Эти и другие упущения необходимо срочно исправить.
* * *
Растраченное наследство 1970-х
Москва могла избежать многих проблем, если бы город развивали по Генплану 1971 года (см. схему). По мнению градостроителей, это был самый продуманный и цельный план развития Москвы. В нем были предусмотрены уходившие от центра в лесопарковую защитную зону зеленые клинья. Сегодня эти "легкие" столицы частично застроены, оттого, в частности, Москва задыхалась нынешним дымным летом - город стал хуже проветриваться.
В нем предлагалось построить семь хордовых магистралей, связывающих окраины в обход центра, которые позволили бы отсечь транспорт от московских колец, освободив центр от транзитного потока. Разработчикам нового Генплана, чтобы вернуться к этой схеме, сегодня пришлось бы сносить целые кварталы. Как видно на схеме Генплана-2025, территории, зарезервированные 40 лет назад под "обходные" магистрали, во времена рыночной свободы оказались застроены.
В новом Генплане предусмотрено появление только двух хорд - теперь они называются Северной и Южной рокадами - которые пересекут удаленные районы Москвы с севера на восток и с запада на юг. Но суммы, в которые они обойдутся, будут запредельными. Например, на одном из участков Южной рокады, который уже строится, приходится сооружать "японскую трассу", проходящую в основном по эстакадам.
* * *
Меморандум архитекторов
Союз архитекторов России предлагает сформировать единый субъект федерации (федеральный округ) - Большая Москва.
"Реальное влияние столицы ощущается сегодня в радиусе 200-300 км, а ближайшее окружение давно является единым урбанизированным образованием.
Поэтому планирование развития области отдельно от Москвы - очевидный стратегический и управленческий нонсенс", - говорится в меморандуме российских архитекторов, который опубликован в среду на сайте союза.
В меморандуме также отмечается необходимость корректировки Генплана: "Москве нужна стратегия развития не на 20 лет, а лучше лет на 50". И содержится предложение разделить функции председа-теля Москомархитектуры и главного архитектора города, которые сейчас выполняет один человек.
"При этом главный архитектор должен возглавлять независимый, не входящий в систему стройкомплекса архитектурно-градостроительный совет, обладающий правом вето по важнейшим городским проектам", - говорится в меморандуме.