Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

В кадре и за кадром

На стягах времени два лозунга: "Индустриализация" и "Коллективизация". Первое слово известинских рубрик и заголовков этого периода - "борьба". Борьба "за" и "против". Борьба за уголь! Борьба с засухой! Борьба за всеобуч! И даже Борьба за растительные жиры! С кавалерийских времен Гражданской войны - "И вся-то наша жизнь есть борьба!"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На стягах времени два лозунга: "Индустриализация" и "Коллективизация". Первое слово известинских рубрик и заголовков этого периода - "борьба". Борьба "за" и "против". Борьба за уголь! Борьба с засухой! Борьба за всеобуч! И даже Борьба за растительные жиры! С кавалерийских времен Гражданской войны - "И вся-то наша жизнь есть борьба!"

Успехи индустриализации в большом и малом очевидны. Хроника одной недели в постоянном разделе "По Советскому Союзу": на Харьковском тракторном 15 ноября снято с конвейера 16 тракторов и 8 моторов; Магнитострой накануне окончания всех работ первой очереди; новый судостроительный завод в Ленинграде "Судомех" (начальная производительность - 9 лесовозов в год); закончен проект Уфимского котлотурбинного комбината; в Челябинске будет построен крупнейший завод лакокрасок. И так далее...

Бодрыми темпами проходит коллективизация. Только на Украине коллективизировано 70 процентов бедняцко-середняцких хозяйств, 72 процента пахотной земли. На местах вроде бы учтены последствия перегибов после знаменитой статьи Сталина "Головокружение от успехов" ("Правда", 2 марта 1930 года). 26-летний Михаил Шолохов работает над романом "Поднятая целина", в котором будет отражен этот сложный исторический процесс. Жизнь прекрасна и удивительна? Скорее удивительна. Потому что в газетном "кадре" - бодрость созидательного духа масс, их решимость и воля побеждать трудности, а за "кадром"... Полную правду народу знать не рекомендуется - демобилизует!

Известинский журналист Владимир Василенко в статье "Шагай, Караганда" увлекательно и вдохновенно рассказал историю крупнейшего угольного бассейна в Казахстане. О том, как в 1856 году купец Рязанов начал здесь разработку Саранской копи. Как в 1900 году сюда пришли англичане и создали шахты "Герберт" и "Джимми". "Октябрьская революция принудила англичан убраться восвояси. Они ушли, предварительно затопив шахту "Герберт". В 1920 году геолком ВСНХ направил в Караганду профессора Галеева - "для производства геологических разведок". Тот больше 10 лет занимался исследованием района и установил, что суммарный пласт этого угольного бассейна втрое больше суммарного пласта Донбасса. В 1931 году ему удалось открыть пласт "Феникс" мощностью 4,5 метра.

Меня в этом рассказе заинтересовал сам профессор. Что-то знакомое! И я вспомнил: это же фамилия отчима нашего любимого известинского редактора - Аджубея. Открыл книгу Алексея Ивановича "Те десять лет" - все верно: второй муж его мамы Нины Матвеевны - Михаил Галеев, младший брат профессора-угольщика Александра Галеева. Мы с "дядей Мишей", пишет Аджубей, в ужасную зиму 1931 года уехали в Караганду. И вот какую правду о той жизни он сообщает: "Жили мы в каменном барачного типа доме для ИТР. Вьюга так заносила входную дверь, что по утрам Михаил Александрович с трудом открывал ее и обнаруживал в сугробах замерзших. Голодные люди искали спасения у дверей человеческого жилья. Но их голоса поглощала вьюга".

Михаил Галеев по просьбе брата налаживал в Карагандинском угольном бассейне хозяйственно-юридическую службу. Ездил по командировкам, заразился тифом и в 1932 году умер. 8-летнего Алешу мама увезла в Москву, на какое-то время остановились у Александра Галеева. Еще через 8 лет (перед самой войной) он забрал юношу в геологическую экспедицию в Среднюю Азию. Так началась трудовая деятельность Аджубея...

Что говорить - и уголь, и хлеб доставались стране с неимоверными трудностями. Вот еще одно тому свидетельство, не нашедшее тогда места на страницах печати. Певец "поднятой целины" Шолохов весной 1933 года написал письмо Сталину, потрясенный тем, как проходили хлебозаготовки на Дону: "В этом районе... сейчас умирают от голода колхозники и единоличники, взрослые и дети пухнут и питаются всем, чем не положено человеку питаться, начиная с падали и кончая дубовой корой и всяческими болотными кореньями". И закончил письмо в отчаянии: "Решил, что лучше написать Вам, нежели на таком материале создавать последнюю книгу "Поднятой целины". Вождь ответил писателю, послал на Дон комиссию для проверки фактов. В отдельно взятом районе "перегибы" были исправлены. Но где ж было взять Шолоховых для остальных регионов страны?!

Как говорилось в известном анекдоте, "весело было и в городе": мир жил своими тревогами. Главный очаг напряженности сохранялся в Северной Маньчжурии. Газетные заголовки кричали: "Империалисты готовят раздел Китая"; "Лихорадочное усиление японской оккупационной армии в Маньчжурии". А 17 ноября в "Известиях" промелькнуло сообщение (со ссылкой на иностранную печать), что японцы предложили небезызвестному атаману Семенову создать будущую административную власть Уссурийского края, который они намерены превратить в буферное казачье государство. Тогда, как и сейчас, наш Дальний Восток неизменно привлекал внимание далеких соседей с японских островов.

И уж совсем современно прозвучало почти 80 лет назад: "Мировой денежный кризис, роль золота и угроза всеобщей инфляции".

Комментарии
Прямой эфир