Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж Ми-28НМ уничтожил личный состав ВСУ в интересах группировки войск «Север»
Общество
В московских аэропортах Домодедово и Жуковский сняты временные ограничения
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 105 беспилотников ВСУ над 11 регионами России
Мир
Шойгу заявил о запуске НАТО и ЕС программы по приготовлению к конфликту с РФ
Происшествия
Вертолет Ми-8 с 22 пассажирами совершил аварийную посадку на Чукотке
Общество
ФСБ рассекретила документы по розыску нацистских преступников в годы ВОВ
Происшествия
Режим ЧС ввели в Верхоянском районе Якутии из-за лесных пожаров
Армия
Расчеты ПТРК «Корнет» пусками ракет уничтожили подразделения ВСУ в зоне СВО
Мир
В посольстве РФ напомнили желающим посетить Киев 9 мая словакам о бандеровцах
Мир
Председатель партии DOMOV Слота назвал санкции против РФ вредными для Словакии
Мир
Трамп встретился с переданной США в рамках обмена Карелиной
Мир
Трамп заявил о своей возможности назвать виновных в подрыве «Северных потоков»
Общество
В самарском аэропорту Курумоч сняли временные ограничения на работу
Общество
В Курской области сообщили о помощи в перемещении жителей Глушковского района
Общество
Жителя Приморья задержали за передачу разведке Украины данных об инфраструктуре
Мир
Шольц пожелал удачи Мерцу перед назначением нового канцлера ФРГ
Мир
Сийярто назвал плохой новостью возможный выход США из переговоров по Украине

Неясная поляна

К столетию смерти Толстого, точнее - к вековому юбилею его ухода, мы не получим нового отечественного игрового кино. Только документальный проект Сергея Сельянова "Лев Толстой: живой гений". Художественный взгляд на Толстого нам предлагает Майкл Хоффман. Картина "Последнее воскресение" снята на фоне хороших германских пейзажей. Русские оказались слишком дороги
81
Cупружеская чета Толстых. Июль 1908 года.
Выделить главное
Вкл
Выкл

К столетию смерти Толстого, точнее - к вековому юбилею его ухода, мы не получим нового отечественного игрового кино. Только документальный проект Сергея Сельянова "Лев Толстой: живой гений". Художественный взгляд на Толстого нам предлагает Майкл Хоффман. Картина "Последнее воскресение" снята на фоне хороших германских пейзажей. Русские оказались слишком дороги...

Среди продюсеров "Последнего воскресения" - Андрей Кончаловский, музыку к фильму написал композитор Сергей Евтушенко. На этом тему копродукции можно считать исчерпанной. В основе сценария - роман некоего Джея Парини "The Last Station". Льва Николаевича и Софью Андреевну играют оскароносцы Кристофер Пламмер (так мог бы выглядеть в роли Толстого Вячеслав Тихонов) и Хелен Миррен. Действие происходит летом-осенью 1910 года. Апофеоз Великого Морока или Великого Откровения, кому как по душе и по вкусу.

Начинается "Последнее воскресение" сценой инструктажа: Владимир Чертков (Пол Джаматти) направляет к Толстому нового секретаря, Валентина Булгакова (Джеймс Макэвой). Вообще-то Булгаков познакомился с Толстым самолично - принес ему свою рукопись. Равно и текст за кадром: "Вслед за Чертковым у Толстого появляется много сторонников" сомнителен. Чертков был, наверное, наиболее фанатичным толстовцем, но отнюдь не первым.

Спустя час экранного времени на станцию Астапово прибывает графиня - в щегольском лазоревом пальто и шляпке с перьями. Неряшливую, покрытую платком женщину, запечатленную на фотографиях ноября 1910-го, советую забыть. Сухопарая чопорная леди напоминает агонизирующему мужу о своем птичьем происхождении ("Я твоя птичка, Лев, я твоя курочка"), а затем с неизменившимся лицом сопровождает гроб, установленный посреди комфортабельного мягкого вагона (вагон в действительности был багажный). При этом она ласково держит за руку строптивую дочь Александру (Энн-Мэри Дафф), хотя известно, что помирились мать с дочерью значительно позже. Сама Александра, в жизни девушка массивная, на экране представлена тощей воблой со злыми глазами. Типичный отрицательный персонаж из романов Диккенса.

Любопытно, кстати, что, объявившись на станции Астапово, кинографиня в сердцах заявляет Александре Львовне: "Я похоронила пятерых детей. Почему среди них не было тебя?!" Схоронили супруги Толстые на самом деле шестерых...

Проблема конечно же не в фактологических ошибках, а в том, ради чего создатели художественного произведения идут на искажение документальной правды. В данном случае все подмято одной целью (даже фобией) - не выбиться из жанровых рамок мелодрамы. Снять про Толстого мелодраму - деяние настолько антитолстовское, что оторопь берет, но ведь кассу никто не отменял... Вот пример: в ночь на 28 октября по старому стилю несчастный Лев Николаевич заблудился в собственном саду, потерял шапку, дрожал от испуга быть изобличенным, - все это многократно описано. У Хоффмана страх и немощь заменены театральным жестом: Толстой опускается на колени и целует землю. Самого Толстого от этой сцены наверняка бы стошнило...

Дабы публика не утомилась созерцать седую бороду графа и морщинистое лицо его подруги, сюжетные стрелки переводятся на другой путь. По новеньким блестящим любовным рельсам мчится юный секретарь Булгаков. Хоть он и сулился Черткову жить в Ясной Поляне целомудренно, характеризуя свое отречение от женщин католическим понятием "целибат", однако у самого Черткова, на хуторе Телятинки, в трех километрах от Ясной, паренька встречает Маша - активистка толстовской общины, без пяти минут Александра Коллонтай. Булгаков скоропостижно лишается невинности, разума (как всегда бывает в пору первого секса), а заодно и сожалений о былой чистоте. Тем паче что вождь и учитель монашеских подвигов от своего окружения не требует, а на тех, кто хочет быть святее папы римского и "толстее" Льва Толстого, глядит по-доброму, но с лукавым прищуром. Сам, гуляючи по аллеям, вспоминает "одну татарочку", с которой на Кавказе занимался любовью (пардон, "предавался плотским утехам") - бывало, и по два раза на дню.

Линия Валентина и Марии, перебиваясь на пунктир, тянется до самого финала. На станции Астапово, провожая траурный поезд, молодые увидятся вновь, чтобы вместе уехать в Москву. Известно, впрочем, что Булгаков после кончины Льва Николаевича еще долгое время оставался в Ясной Поляне, разбирая огромную библиотеку...

"Последнее воскресение" - очень форматное кино. Исполненный долг режиссера, воплощенная мечта продюсера. Ничего лишнего. Расчет на зрителя без затей, которому для начала необходимо напомнить, кто есть Лев Толстой ("великий русский писатель, автор "Войны и мира"). Никаких отступлений, изысков, высот, глубин, вторых-третьих планов. Ни слова о том, что из Ясной Толстой прямиком направился в Оптину Пустынь (кто догадается, что такое Шамордино и с каким местом соседствует?). Старец Варсонофий, впоследствии причисленный к лику святых, лишен в картине имени и какого бы то ни было голоса. Более того, представлен мирно храпящим в углу, пока за окнами вагона свершается трагический уход "Льва в клетке"...

В фильме дважды поднимается тема клизмы - вероятно, чтобы снизить пафос. Но снижать в сущности нечего, контраста не получается. Мелодрама, как и было сказано. Молодая, на стадии бутона, страсть Булгакова оттеняет созревшую, опавшую и подгнивающую супружескую любовь Толстого. Вот как радужно все начинается - и вот чем заканчивается. Особенно у гениев.

Почему Толстой ушел из Ясной Поляны? Потому что не мог долее терпеть сварливую жену. Графине в этом фильме даже мужики-косцы не кланяются - всем чужая... Софья Андреевна в исполнении Хелен Миррен истерит, язвит, интригует и мотает домашним нервы на кулак, начиная с первой сцены, практически без передышек. То она палит из револьвера по физиономии Черткова на стене, то выходит практически сухой из пруда. Но главное - искренне не понимает, отчего простую человеческую жизнь с чаепитием в саду и свежими простынями ее супруг именует "роскошью"...

Плотность ссор и скандалов достигает в "Последнем воскресении" критической массы, примирение - всего одно. Зато какое! Софья Андреевна, раскинувшись на подушках, призывает мужа кокетливым кудахтаньем. Он, сбрасывая верхнюю одежду, отвечает ей боевым петушиным криком. С ужасом понимаешь, что вот сейчас тебе предстоит кощунство - присутствовать при совокуплении гения русской словесности (в той мере и форме, какие доступны гению на 83-м году жизни)... Слава Богу, зрителей выставляют из спальни, как прессу с важного мероприятия - после первого поцелуя. Дальше над ночным усадебным двором разносится ликующее "кукареку!" Льва Толстого, напоминая, скорее, о Вудхаузе...

Скажем серьезно: только мы, соотечественники Толстого и его соязычники (от языка, не от язычества), можем попробовать разобраться в его подлинной трагедии, несоизмеримой по масштабу с семейными неурядицами. Только у нас могут быть подняты вопросы: был ли Толстой совестью нации (а то и общемировой совестью) или особенно опасным диссидентом, подрывавшим устои и приближавшим большую кровь? Был ли он квинтэссенцией всего русского или чужаком, заброшенным сюда из неизвестных миров? Чего в его проповедях больше - правдоискательства или безответственности, самоотречения или старческого "пупизма"? Чем определяется третий "фазис" его жизни - духовным подвигом или химией надорвавшегося мозга? Кто был прав: Толстой или Столыпин, Толстой или отец Иоанн Кронштадтский? Уход Толстого - это "освобождение" (по Бунину) или окончательное и страшное закабаление? Наконец: Толстой уходил одновременно со старой Россией. Кто из них кого подначивал, кто кого подгонял?..

Конечно, мы никогда не разрешим этих - и сотен других - вопросов. Частью, потому что ответы на них лежат за пределами земного знания. Но главным образом, потому что Толстой - это полное собрание парадоксов. "Семь пятниц на неделе", - говорили о нем многие. Не "или - или", а "и - и".

Мы не разрешим этих вопросов, но могли бы взволноваться ими до дрожи, до сердцебиения, до внезапного открытия чего-то нового в самих себе. Могли бы - однако не волнуемся. Как будто у нас теперь нация не Пушкина, Достоевского, Толстого, а спекулянтов родными пейзажами - так что иностранцу, задумавшему фильм о русском гении, съемки в России не по карману. Чем же виноват Майкл Хоффман? Он предложил нам клизму - хоть какое-то облегчение при хроническом запоре. И на том спасибо.

Cупружеская чета Толстых в жизни (июль 1908 года) и на экране.
В российском прокате Лев Николаевич, сыгранный Кристофером Пламмером, будет говорить голосом Алексея Петренко

"Я прошу у русских зрителей понимания"

"Последнее воскресение" выйдет в наш прокат 11 ноября. Но российская премьера фильма уже состоялась, и с прибывшим в Москву режиссером Майклом Хоффманом побеседовала обозреватель "Известий" Вита Рамм.

известия: Расскажите, как возник замысел снять фильм о русском классике.

Майкл Хоффман: Много лет назад я прочитал роман Джея Парини "Последняя станция", и он произвел на меня неизгладимое впечатление. Особенно меня заинтересовал контраст между романами Толстого, в которых он замечательно писал о любви, и реальностью, где главная любовь его жизни стала причиной неразрешимого конфликта. Если идеи писателя об обустройстве идеального мира могут подвергаться анализу, даже критике, то его размышления о любви будут актуальны во все времена.

и: Вы рисковали, пригласив зрителей наблюдать за страстями столь пожилых героев, да еще из России. Не проще было бы заработать, снимая в очередной романтической комедии Джорджа Клуни?

Хоффман: Да, Джордж способен любой проект сделать прибыльным. Но дело в том, что в своих фильмах - опосредованно, конечно, - я выражаю и личный опыт. Так, в комедии "Один прекрасный день", кроме Джорджа Клуни и Мишель Пфайффер, снимались дети. В тот период я стал задумываться об ответственности перед собственными чадами. К съемкам "Последнего воскресения" я оказался готов, прожив в браке двенадцать лет. Семейные страсти и поиски компромиссов хорошо мне знакомы на личном опыте. Я не скрываю, что мои симпатии на стороне Софьи Андреевны. Шесть раз переписывать роман "Война и мир", всю жизнь рожать и хоронить детей... Я понимаю ее страдания. Ведь она теряет свою жизнь, свое достоинство, свою семью.

и: Почему вы снимали в Германии, а не в России?

Хоффман: Только по финансовым причинам. Основные средства - 8 миллионов долларов - выделила Германия. Экспедиция в Россию для съемок в аутентичных местах увеличила бы стоимость фильма в несколько раз. Мы снимали в Саксонии-Анхальт, в Бранденбурге, Тюрингии и в Лейпциге.

и: Во время кастинга вы проверяли, знают ли актеры творчество Толстого?

Хоффман: Проверять не было необходимости. Все они читали Толстого. Без этого невозможно считать себя образованным человеком. Уже в процессе подготовки к съемкам каждый из актеров внимательно изучал дневники своего героя - Толстого, Софьи Андреевны, Черткова, Булгакова. Мне важно, чтобы актер не судил персонажа, а понимал его. Тут система Станиславского была для нас неоценимым подспорьем.

и: Потомки Льва Толстого принимали какое-то участие в съемках?

Хоффман: Да, многие из них не отказывали нам в консультациях, за что я искренне благодарен. Ведь для них этот фильм - не просто история великого русского писателя, он - про их близких родственников. Я ездил в Ясную Поляну, обсуждал сценарий с Владимиром Толстым, директором музея. Мы подружились и все это время тесно взаимодействовали. Старшая дочь Владимира даже снялась в небольшом эпизоде - мне хотелось зафиксировать в фильме связь времен. Правда, в начале съемок Владимир говорил мне, что Хелен Миррен совсем не похожа на Софью Андреевну. Но, посмотрев кино, согласился, что внешность не имеет принципиального значения. Гениальная актриса сыграла сильную, достойную и страстную женщину, изо всех сил оберегающую благополучие семьи. Это важнее всего.

и: Тем не менее вы очень волнуетесь, как примут картину в России...

Хоффман: Мы снимали игровое кино, но при этом стремились, чтобы интерьеры, костюмы и все остальное соответствовало эпохе. В этом нам очень помогли партнеры из России. Тем не менее я сам могу назвать десятки деталей, которые не отвечают реалиям. Понимаю, что немецкая черепица на крышах может резать глаз. И пейзаж подсказывает, что фильм снимался не в России. Мне очень жаль, что по экономическим соображениям нам пришлось сократить путь Льва Николаевича. У нас он сразу попадает в Астапово, исключая посещение Оптиной Пустыни. Ограниченность сметы диктовала и количество младших Толстых на экране. На самом деле в Астапове собрались практически все дети Льва Николаевича. Но больше всего меня расстраивает несоответствие сезона. Я посмотрел много хроники и знаю, каким должно быть в кадре ноябрьское небо, как в это время выглядит русская природа. Однако мы были вынуждены снимать весной и мириться с неизбежными потерями. Я прошу у русских зрителей понимания и надеюсь, что недочеты не перекроют главную мысль фильма.

и: Вы сказали, что каждый приезд в Россию становится для вас приключением...

Хоффман: Первое приключение укрепило меня в желании снять этот фильм. Мой друг, узнав, что я отправляюсь в Тулу "на разведку", очень обрадовался, поскольку сам жил и работал там какое-то время. Он попросил меня найти девушку по имени Наташа, о которой знал только то, что она работает в зоомагазине рядом с каким-то клубом. Думая, что Тула - городок небольшой, я согласился. Но оказалось, что здесь полно клубов и зоомагазинов. У меня не было ни одной свободной минуты, и все-таки Провидению оказалось угодно, чтобы вечером накануне отъезда я случайно нашел этот зоомагазин и смог передать Наташе письмо. Я воспринял это как добрый знак для будущего фильма о любви. А Наташа и мой друг в итоге поженились. Хотите покажу вам их фото в мобильнике?..

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности