Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Пальцем в президента

Обозревателя "Известий" пригласили в качестве международного наблюдателя на президентские выборы. Кстати, второй тур состоится в это воскресенье. Прогнозы точные: победит кандидат от левоцентристской правящей Партии трудящихся Дилма Руссефф
0
Выборы в Бразилии проходят на волне патриотизма. Слева за картонной ширмой - аппарат для электронного голосования (фото: Юрий Снегирёв/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Обозревателя "Известий" пригласили в качестве международного наблюдателя на президентские выборы. Кстати, второй тур состоится в это воскресенье. Прогнозы точные: победит кандидат от левоцентристской правящей Партии трудящихся Дилма Руссефф.

Знаменитый район Рио-де-Жанейро Копакабана - это широкая полоса пляжа. Отсюда очень хорошо видна знаменитая статуя Христа. Здесь, на белоснежном песке начинался бразильский футбол! Но час славы Копакабаны прошел. Отели немного обветшали. Сиротливо стоят десятки остовов футбольных ворот с обрывками сетки. Все кому не лень играют здесь в пляжный волейбол. При мне школьный автобус привез прямо на пляж целый класс на занятия физкультурой. Только мальчишки взяли мяч, как строгая учительница прикрикнула на них, класс послушно разделился на две команды и стал прыгать по песку на огромных резиновых мячах. Отнюдь не футбольных. Программа!

Зато по соседству с Копакабаной процветает полоса пляжей с загадочным, похожим на диагноз названием Ипанема. Это новое, фешенебельное, экологичное продолжение Копакабаны, но только за мыском. Но есть один существенный минус - соседство с многочисленными фавелами, поднимающимися метастазами в горы. Сравнение бразильских трущоб с опухолью уместно. Именно здесь процветает наркоторговля, а таксисты наотрез отказываются везти даже в самую маленькую и безобидную фавелу - отнимут машину. Фавела не потрясла. Трущобы как трущобы. Смесь Дербента с типичным садовым товариществом. Для душа используют такие же железные бочки. Если приглядеться, то у нас пол-России в фавелах живет.

Столица Бразилиа создана архитектором-коммунистом Оскаром Нимейером. С высоты город выглядит как летящий на юг аэроплан. В 16-километровых крыльях - жилые кварталы. Президентский дворец, как и положено, в кабине пилотов. Фюзеляж заполняют министерства и ведомства.

По Бразилиа невозможно ходить пешком. Здесь просто нет тротуаров. У всех свои машины, причем маленькие. Ничего больше "Фольксвагена Фокс" или "Шевроле Астры" не встретишь. И еще здесь все помешаны на здоровом образе жизни. В барах ничего крепче пива не заказывают. Представляете, знаменитый бразильский кофе - и без кофеина! А про сигареты в Бразилии лучше забыть. Федеральными законами здесь запрещено курить во всех закрытых помещениях. Курить нельзя и в общественных уборных. Кстати, газеты здесь используются строго по назначению. Висит свежая пресса перед писсуарами. И делом занят, и в курсе событий...

Дворец иностранных дел - многоэтажные сады с лианами и пальмами внутри, расположенный на рукотворном острове. Из дворца правосудия фонтанами текут слезы (намек понятен), зал заседаний конгресса напоминает белоснежную фарфоровую тарелку (к чему бы это?), а знаменитый кафедральный собор (занесен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО, 1964 г.) - смесь цирка на проспекте Вернадского с траурным залом Троекуровского крематория. С купола, словно гимнасты, на тонких тросиках спускаются серебряные ангелы. Это такой мобиль. А исповедальни напоминают наши кабинки для голосования. Кстати, о голосовании. Назавтра были назначены выборы. А накануне нас, иностранных журналистов, пригласили на финальные теледебаты...

Выступали четыре кандидата. У всех были приблизительно одни и те же предвыборные обещания: увеличить прожиточный минимум с 540 до 600 реалов (1 доллар США равен 1,7 реала), построить наконец местный БАМ - железную дорогу с Севера на Юг, дать народу чистую воду, сделать дешевой мобильную связь (сейчас в Бразилии она самая дорогая в Южной Америке). А еще проблемы здравоохранения, образования, экологии...

По интересу СМИ можно было судить о шансах кандидатов. Все они после дебатов вышли к журналистам. В Бразилии любят уменьшительные имена. Президента все зовут Лула. Есть еще Пеле, Вава, наконец, Кака... Когда вышла представитель правящей Партии трудящихся, уверенная в себе миловидная женщина по партийному прозвищу Джюма (вообще-то Дилма Руссефф), - меня просто затолкали локтями. Потом появился вместе со своей семьей умеренный оппозиционер Серра. Стало как-то свободней дышать. Молодая кандидатка из Амазонии, представитель "зеленых" Марина раздавала интервью в свободной манере.

Самое интересное в бразильских выборах - электронная система голосования. На каждом участке два аппарата, похожих на старые арифмометры. К одному прикладываешь палец - в Бразилии проведена всеобщая дактилоскопия, и определить, кто собирается голосовать, дело нескольких секунд. Потом идешь к другому аппарату. Там три кнопки - за, против, воздержался. На монохромном дисплее появляется фотография кандидата. Все - жмешь на нужную кнопку и свободен. Аппаратура запитана от автомобильных аккумуляторов. В труднодоступные районы Амазонии ее доставляют армейские вертолеты. Эти выборы должны войти в историю как первые в мире полностью электронные.

Пройти в кабинку обязан каждый гражданин страны. Если не проголосовал - придется давать объяснения в Трибунале. Нет уважительной причины - плати штраф 100 долларов. Но не это пугает бразильцев. Вместе со штрафом тебе выписывают "белый билет". Ты вылетаешь из очереди на социальное жилье. Не можешь бесплатно учиться в государственном вузе, лишаешься бесплатной медицинской страховки. Да и государственные банки не дадут тебе кредита. После каждого голосования тебе выдают специальную марку, которую ты клеишь в паспорт избирателя. А голосования здесь каждые два года.

От всего этого явка на бразильских выборах соперничает с явкой в некоторых наших северокавказских республиках, только не на бумаге, а на деле - от 80% и выше.

Спрашиваю изобретателя электронной системы и бывшего председателя бразильского Центризбиркома (он здесь называется Трибуналом) Карлоса Эдуардо Капуто Бастоса:

- Кто победит на выборах?

- Дилма, - не задумываясь, отвечает тот. - Но во втором туре.

- Вы, известный функционер и политик, даете прогнозы прессе накануне выборов, не окажется ли это давлением на общественное мнение?

- А при чем здесь мои слова? Все решают кнопки. Мы создали совершенную систему для голосования. Ошибки могут составлять сотые процента. И результат будет уже через два часа после окончания голосования. Как избиратель нажмет, так и выйдет.

На избирательном участке в технологическом университете "Унисейб" избиратели выстраивались в огромные очереди перед аудиториями. Мне, как наблюдателю, вход был свободный. В дверях стоял секретарь комиссии Флавио. Он учился в Саратове и с радостью помог своему коллеге из России сделать несколько снимков.

На русскую речь обернулся соотечественник. Читаю его бейджик: секретарь Центризбиркома России Николай Конкин. Спрашиваю его:

- Есть чему нам поучится у бразильцев в плане выборов?

- Я бы так не сказал. Тут есть и плюсы и минусы. Ведь электронная система выборов есть и у нас. Целых пять разновидностей. Мы сканируем бумажный носитель информации. А они вводят через кнопки. Это все зависит от степени доверия населения к электронике. А у нас она не такая, как здесь. У них проведена всеобщая дактилоскопия. А у нас еще не менее 100 тысяч граждан ходят на выборы со старыми советскими паспортами. Потом электронные результаты выборов у нас передаются сразу по проводам в Центризбирком. А у них на дискетах на вертолетах и самолетах. Это не очень удобно. Но в Бразилии всего три часовых пояса. Поэтому им гораздо проще проводить голосование.

- Как вы смотрите на идею обязательного голосования?

- Лично я ее не поддерживаю. Вы представляете, сколько противников этой идеи будет у нас в России?

Тут нас затолкали. Мимо прошел веселый толстяк, с ног до головы обмотанный государственным флагом. Охранник вежливо втолковывал папе с дочкой, что вход на избирательный участок с собачкой, пусть и очень милой, воспрещен. Тогда был найден компромисс. Собачку привязали к забору. С ней осталась дочка, а за дочкой взялся следить охранник, пока папа побежал отдавать голос.

Нынешнего президента Высшего выборного трибунала (Центризбирком) Рикардо Левандовски я поймал буквально за рукав.

- Отчего такие очереди? Может, кабинок побольше понаставить?

- Дело не в кабинках, - задумался президент. - Просто каждый гражданин в этот раз отдает сразу пять голосов. За сенаторов, за депутатов разных уровней. Поэтому ему нужно больше времени. В следующие выборы такой толчеи уже не будет.

Вечером журналисты брали осадой наш отель, потому что в нем находилась Джюма - победительница первого тура. Она набрала 46,89%. 32,62% взял кандидат от социал-демократов Жозе Серра. Амазонка Марина Сильва неожиданно выхватила целых 20%. Но во второй тур, как вы понимаете, не вышла. Прогноз Капуто оправдывался до десятых долей.

Если проткнуть глобус спицей в районе Сибири, то прямо напротив будет Бразилия. Получается, наши народы должны быть антиподами. Но там, за океаном, живут очень похожие на нас люди. И у нас, и у них до 1985 года была диктатура. Потом мы дружно взялись за перестройку. Они по американским лекалам. Мы как всегда пошли своим путем. Но проблемы у нас одинаковые. Огромная территория без дорог. У них Амазония, у нас Сибирь. Приблизительно одинаковый уровень жизни. И коррупция их так же заедает, как и нас. К тому же мы входим наряду с Индией и Китаем в общую организацию БРИК.

Но в Бразилии практически не встречаются две вещи: национализм и терроризм. Людей здесь делят не по цвету кожи, а по счету в банке. По-моему это справедливо. Может, оттого нет и терроризма?

Несмотря на шумные карнавалы, расслабляющие пляжи и прохладные коктейли мохито, здесь чувствуется железная рука государства. Попробуй поменять с рук валюту - сразу окажешься за решеткой. А в бразильский интернет я так и не зашел. Для этого обязательно надо оставлять свои паспортные данные, а мои документы были на прописке...

Сеньор Капуто узнав, что в России в выборном бюллетене нет графы "против всех", да и мэра выбрать не можем, неожиданно предложил мне:

- Оставайтесь жить в Бразилии. Прекрасная демократическая страна, с растущей экономикой и блестящими перспективами. Работа для всех найдется.

Я подумал с секунду и вежливо отклонил его приглашение:

- Спасибо. Работы у нас тоже хватает. И перекуры, между прочим, есть.

Комментарии
Прямой эфир