Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
В МИД РФ пообещали ответить при введении ограничений передвижения дипломатов в ЕС
Политика
В Госдуме указали на агонию США из-за геополитического проигрыша в Африке
Мир
Министр обороны Чехии исключила диверсию при взрыве снаряда на полигоне
Политика
Правительство поддержало проект о новом режиме высылки для нелегалов
Мир
МИД РФ назвал саммит по Украине в Швейцарии провальным
Мир
Французский политик призвал выйти из НАТО после отказа от предложений РФ о мире
Мир
Самолеты коалиции США восемь раз за сутки нарушили воздушное пространство Сирии
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове и подконтрольном Киеву Херсоне
Общество
В МЧС предупредили москвичей о непогоде
Общество
СК возбудил дело после случаев отравления едой в Татарстане
Мир
Глава Минприроды подтвердил настрой РФ на всестороннее укрепление связей с КНДР
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Общество
МВД РФ опровергло информацию о массовых ошибках в загранпаспортах россиян
Мир
В Швейцарии заявили, что следующая конференции по Украине пройдет не в Европе
Происшествия
Девять человек госпитализированы с подозрением на ботулизм в Нижнем Новгороде
Спорт
Бельгия уступила Словакии на Евро из-за двух отмененных голов
Общество
Суд оставил под стражей продюсера агентства Reuters Габова

Круг проблем

Если сейчас преимущество имеют водители, въезжающие на круг, то уже в конце ноября им придется терпеливо ждать, пока круг не освободится. Так уже давно ездят по всей Европе, да и во многих странах за ее пределами. Практика показала, что это помогло пусть не полностью избавиться от дорожных пробок, но хотя бы значительно сократить их количество
0
(рисунок: Владимир Буркин)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Если сейчас преимущество имеют водители, въезжающие на круг, то уже в конце ноября им придется терпеливо ждать, пока круг не освободится. Так уже давно ездят по всей Европе, да и во многих странах за ее пределами. Практика показала, что это помогло пусть не полностью избавиться от дорожных пробок, но хотя бы значительно сократить их количество.

"Известия" решили разобраться, что даст российским водителям замена перекрестков со светофорами на круговые. Простая логика подсказывает, что новый порядок должен уменьшить пробки. Ведь водитель, которому необходимо развернуться, проехав весь круг, сейчас уступает дорогу трижды. После 20 ноября ему нужно будет постоять только 1 раз - при въезде.

Поправки в порядок проезда круговых перекрестков напрашивались давно.

- На протяжении последних лет в органы Госавтоинспекции неоднократно поступали жалобы от водителей на трудности и заторы при круговом движении, - рассказал "Известиям" заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации Владимир Кузин. - И действительно, получается, что на круг могут въехать все, а вот выехать весьма проблематично, особенно при плотном движении.

Именно это обстоятельство, по словам руководства Госавтоинспекции МВД России, и подвигло выйти с законодательной инициативой - подготовить поправки в ПДД по изменению правил езды по кругу.

Знаки штампуются, как пирожки

- Сегодня во всех европейских странах круговое движение организовано по принципу приоритета находящихся в круге - въезжающие должны уступить им дорогу, - пояснил Кузин. - То есть фактически мы переходим на правила, по которым уже много лет ездят за границей. Это поможет и нашим гражданам, и иностранцам не путаться и ездить во всех странах одинаково. Но главное, это новое правило позволит избежать пробок на оживленных перекрестках с круговым движением. Если водители вынуждены постоянно пропускать всех въезжающих на круг, то рано или поздно на перекрестке появится пробка и выехать с него станет невозможно.

Собственно изменения в правилах не стали кардинальными. В пункт 13.9 ПДД добавлен новый абзац. "В том случае если перед перекрестком установлены знак 4.3 "Круговое движение" и знак 2.4 "Уступите дорогу" или знак 4.3 "Круговое движение" и знак 2.5 "Движение без остановки запрещено", то водители, находящиеся на круговом движении, пользуются преимуществом". То есть заезжать в круг по-новому можно исключительно при наличии знаков. Так было и раньше - на многих круговых перекрестках стояли знаки приоритета. Теперь же они появятся в подавляющем большинстве случаев.

- При отсутствии дорожных знаков либо при наличии только одного знака 4.3 "Круговое движение" водители, как и прежде, должны руководствоваться правилом "Уступи дорогу помехе справа", - сказал "Известиям" Кузин. - То есть приоритет имеет водитель, въезжающий на такой перекресток.

Кругов, на которых не будет знаков приоритета, после 20 ноября почти не останется. Сейчас необходимые знаки штампуются, как пирожки.

- Недавно мы отправили партию дорожных знаков на Сахалин, - рассказал "Известиям" менеджер ООО "Оптим Сервис" по производству знаков Александр Соловьев. - Сейчас изготовляем заказ для города Сочи. Для Москвы все уже сделали. Наше производство сейчас загружено на полную мощность.

- Думаю, проблем с расстановкой знаков на кругах в Москве не будет, - сказал "Известиям" пресс-секретарь департамента транспорта Москвы Александр Оносовский. - В Москве не так уж и много участков с круговым движением. Знаки будут установлены по требованию Госавтоинспекции на всех круговых перекрестках без исключения.

Новое - хорошо забытое старое. Правила дорожного движения, близкие к европейским, были введены в России 11 января 1960 года. В них преобладал приоритет водителей, находящихся в круге. Однако при дальнейших доработках в правила были внесены изменения. В результате в российских ПДД во время кругового движения начало преобладать "правило правой руки", как на перекрестке равнозначных дорог. И до конца восьмидесятых никаких неудобств это не вызывало.

В 1990-х количество автомобилей начало расти. На участках с круговым движением стали возникать заторы. Уже с середины 1990-х во многих городах перед въездом на круг на особо оживленных трассах автоинспекция начала устанавливать знаки приоритета кругового движения. Правда, водители, привыкшие уступать дорогу автомобилям справа, поначалу не обращали внимания на знаки. Это приводило к многочисленным авариям. Не случится ли этого сейчас? В ГИБДД считают, что не должно. Именно для этого и были внесены изменения в ПДД.

Без культуры - никуда

- Преимущество круговых перекрестков еще и в экономической целесообразности, - сказал "Известиям" доцент кафедры организации и безопасности движения Московского автодорожного института Сергей Сатышев. - Не нужны дорогостоящие светофоры. Скажем, в Европе, особенно в небольших городах и за городом, почти не встречается перекрестков. Везде вместо них - круговое движение без светофоров. Это гораздо удобней.

Действительно, даже в часы пик на перекрестках не редкость ситуация, когда машины на "пробочном" направлении ждут зеленого светофора, а перпендикулярная дорога пуста. В этом случае круг мог бы серьезно увеличить пропускную способность. А стоять на красном в ночи, когда вокруг ни одной машины? И если круговые перекрестки доказали свою целесообразность и днем, и ночью, то, может быть, имеет смысл сделать их таковыми как можно больше? Может быть, переход на новые правила проезда круга - лишь первый этап "округления" всех российских дорог? Ведь это дешевле, чем строительство многоуровневых развязок.

В ГИБДД на этот счет ничего сказать не смогли - как выяснилось, таких планов нет. Да и эксперты не уверены, что круговое движение может спасти нас от пробок.

- В Европе круги сделаны не для того, чтобы повысить пропускную способность, а чтобы снизить аварийность, - считает руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. - Перед кругом водители вынуждены сбросить скорость. Однако на участках с интенсивным движением круги ставить нельзя. Если на Ленинградке перекрестки со светофорами заменить кругами, она встанет.

- Круговое движение отлично работает в одном случае - при соблюдении культуры вождения, - сказал "Известиям" научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - В Англии круговое движение любят, а в Канаде не очень. Хотя, к примеру, во многих странах, где транспортная культура на высоте, в том числе и в Канаде, не говоря уже о большинстве штатов США, разрешены правые повороты на красный свет. Но и в этом случае необходимо уступать дорогу друг другу. А движение по кругу - более сложный маневр, чем правый поворот на красный свет. Тут нужно обязательно уступать, иначе легко "запереть" круг, не важно, кто главный. Будет ли у нас работать эта система, сейчас однозначно сказать нельзя.

Так что будем, как и раньше: красный - стой, зеленый - проезжай.

Категории водительских округлят до десяти

МВД планирует расширить перечень категорий водительских прав за счет трамваев и троллейбусов. Помимо уже предложенных ранее новых категорий "М" (мопеды), "ВЕ", "СЕ" и "DЕ" (транспортные средства с прицепами) предусмотрены дополнительные категории "Tm" (трамваи) и "Tb" (троллейбусы). Таким образом, в случае принятия закона количество водительских категорий достигнет десяти. Законопроектом также предлагается отнести мототранспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/час и рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров, к подкатегории "А1" (легкие мотоциклы), а автомобили с максимальной массой свыше 3,5 тонны и до 7,5 тонны - к подкатегории "С1" - автомобили. Еще одна возможная новинка: тем, кто имеет хоть какие-то права, можно будет ездить на мопедах без специального экзамена.

Вливающиеся машины пропускают через одну

Нью-Дели - город двадцатимиллионник. Площадью больше, чем Москва. Очутился в нем - и голова кругом идет от уличного движения. Именно кругом! Потому, что перекрестков со светофорами там нет. Индия - бывшая колония Англии, потому индийцы переняли не только правый руль, но и круговое движение. Индийцы не говорят: на углу проспекта Брахмапутры и улицы Ганди. Они говорят: встретимся на Брахмапутра-сёкл. Значит, на кругу.

Мне предстояло ехать с одного конца Нью-Дели до другого. Знакомые посоветовали взять "Тук-тук" - трехколесный мопед. Вроде нашего "Муравья". В него вмещается до 6 человек, проверено. "Тук-тук" мчался с максимальной скоростью 40 км в час, обгоняя повозки с лошадьми и велорикш. Густой поток транспорта двигался с такой же скоростью. Но не стоял, а вливался в кольцо за кольцом. В час пик я проскочил гигантский город наискосок за сорок пять минут. Секрет прост: наш экипаж ни разу не остановился. А поток на кольце пропускал вливающиеся машины через одну. Как гигантская шестеренка в веками отлаженном механизме.

Юрий Снегирёв

Комментарии
Прямой эфир