Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Русский француз

Петербургский фестиваль старинной музыки Early Music завершился выступлением в обеих столицах всемирно знаменитого французского контратенора Филиппа Жарусски. Кому в фамилии Филиппа чудится что-то русское, тот недалек от истины. Семейная легенда повествует, что прадедушка певца эмигрировал из революционной России и при пересечении границы назвался: "Я - русский"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Петербургский фестиваль старинной музыки Early Music завершился выступлением в обеих столицах всемирно знаменитого французского контратенора Филиппа Жарусски.

Кому в фамилии Филиппа чудится что-то русское, тот недалек от истины. Семейная легенда повествует, что прадедушка певца эмигрировал из революционной России и при пересечении границы назвался: "Я - русский".

Филипп Жарусски на сцене уже больше десяти лет. Дебютировал в опере Скарлатти "Седек". Знаменитостью стал в 2007 году, когда получил премию "Лучший певец Франции", одержав победу над тенором-звездой Роберто Аланьей.

Нынешний мини-тур феноменального француза россиянам достался случайно - у певца отменилась поездка в Японию. Спасибо питерцам, разыгравшим ситуацию в нашу пользу.

Early Music - главный и самый успешный фестиваль старинной музыки в России, которым руководит редкий энтузиаст - скрипач Андрей Решетин. В этом году благодаря фестивалю Петербург посетила Капелла из Гента под руководством первого аутентиста мира Филиппа Херревеге. Бельгийцы исполнили Высокую мессу (си минор) Баха.

Французский гость, естественно, пел в сопровождении фестивального оркестра "Солисты Екатерины Великой" с Андреем Решетиным в качестве одного из солистов. К коллегам с берегов Невы во второй части вечера присоединился московский аутентичный оркестр Pratum Integrum. Таким образом, все лидеры отечественного "исторически информированного" исполнительства собрались на одной сцене.

Однако этого локального лидерства оказалось недостаточно, чтобы ансамбль со звездой получился гармоничным. Оркестровое звучание было по-цыгански грубоватым, с примесью фальши и напоминало отнюдь не барочное исполнение, "плач" гуслей и балалайки или в лучшем случае мандолины. И, как следствие, когда звучали сонаты Луиджи Мадониса и Доменико Далолио или партита Генриха Игнаца фон Бибера, думалось, что незаслуженно забытой музыки не бывает.

Зато когда на сцену выходил Филипп Жарусски, возникало ощущение, что тебя потчуют редчайшим деликатесом. В первом отделении Филипп исполнил цикл псалмов Nisi Dominus Вивальди. Во втором - арии из опер "Юлий Цезарь" Генделя и "Полифем" Порпоры. Пение было сказочно красивым и технически безупречным. Будто звучала какая-то совершенная запись, над которой в студийной тиши поколдовало немало мастеров экстра-класса. Кстати, если в записи голос 32-летнего певца звучит совсем по-мальчишески, то в реальности у него куда более богатая палитра тембров и красок. А головокружительные колоратурные пассажи на феноменально длинном дыхании давались Жарусски с такой легкостью, что публика Малого зала консерватории впадала в экстатический восторг.

Остается только сожалеть, что финансовые проблемы заставили фестиваль "Четыре века французской музыки", который будет проходить в октябре-ноябре в Музеях Кремля, отказаться от выступления Филиппа Жарусски.

Комментарии
Прямой эфир