Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

МВА в режиме онлайн

Виртуальные тренажеры и онлайн-лаборатории, симуляторы реальности и динамическое моделирование - это вовсе не строчки из программы подготовки космонавтов, а необходимые материалы для образовательного процесса в ведущих школах МВА. Информационно-компьютерные технологии уже давно стали рабочим инструментом в программах, рассчитанных на подготовку управленцев
0
(фото: PHOTOXPRESS)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Виртуальные тренажеры и онлайн-лаборатории, симуляторы реальности и динамическое моделирование - это вовсе не строчки из программы подготовки космонавтов, а необходимые материалы для образовательного процесса в ведущих школах МВА. Информационно-компьютерные технологии уже давно стали рабочим инструментом в программах, рассчитанных на подготовку управленцев.

Сегодня бизнес-школы выстраивают свои программы таким образом, чтобы дать будущим специалистам с дипломом МВА практические навыки в области ИКТ, которые они могли бы применять прямо "с колес". "Сказать, что роль информационных компьютерных технологий в образовательном процессе огромна - это ничего не сказать, - говорит начальник управления программ МВА РЭУ имени Г.В. Плеханова, к.э.н. Ирина Гончарова. - В РЭУ разработана и реализуется программа МВА "Корпоративный информационный менеджмент". В этой программе занят состав факультета информатики университета с опытом работы в бизнесе и опытом реализации крупных IT-проектов. Информационные поддержки корпоративного управления и стратегии развития компании настолько взаимосвязаны, что позволяют рассматривать систему информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента как единую базу, единый интегрированный комплекс".

По ее словам, необходимость присутствия информационного менеджмента диктуется кодексами корпоративного управления, требованиями к корпоративной отчетности, а также самими моделями стратегического менеджмента. На этой основе разрабатывается информационно-логическая модель системы информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента компании. С помощью современных информационных технологий обеспечивается управление информацией и знаниями компании, ее основными бизнес-процессами.

Использование в процессе обучения информационно-компьютерных технологий последнего поколения - важное преимущество, которое способно привлечь к школе дополнительное внимание со стороны абитуриентов и тем самым не только улучшить качественный состав студентов, но и поднять рейтинг и престиж школы.

Как рассказала Ирина Гончарова, инновационные образовательные технологии на основе ИКТ внедрены в сетевую учебную корпорацию университета - образовательную технологическую площадку. "Сетевая учебная корпорация включает в себя несколько взаимосвязанных подсистем: виртуальные лаборатории, систему дистанционного управления, систему управления проектами и знаниями. Она дополняет учебные программы РЭУ "виртуальными тренажерами", на которых слушатели обучаются навыкам работы со всеми основными информационными системами управления, используемыми в бизнес-практике компаний", - уточняет Ирина Гончарова. В виртуальных лабораториях представлено большинство современных классов систем, в числе которых ERP, Business Intelligence (BI), Corporate Performance Management (CPM), Customer Relationship Management (CRM), Project Management (PM), Electronic Business (EB), системы динамического моделирования и системы моделирования бизнес-процессов (CASE). Кроме того, по данному направлению университетом выпущена серия учебников для программы МВА.

В Высшей школе международного бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ информационно-компьютерные технологии используются в образовательном курсе МВА. Это неудивительно, ведь без технологий ИКТ не обойтись, когда речь идет о быстрой работе в командах, о решении так называемых case-study (бизнес-задач, взятых из реальной жизни) и консультациях с экспертами и преподавателями "на удаленке".

По словам директора по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ РФ Юрия Тазова, программа МВА предусматривает активное использование компьютерных симуляций, деловых игр и электронных библиотек. "Все классы оборудованы компьютерами, везде есть wi-fi, что позволяет в режиме реального времени контактировать с менеджментом реальных компаний при выполнении учебных заданий и проектов. Электронный портал ВШМБ позволяет получать и отправлять задания, консультироваться с преподавателями и с одногруппниками", - рассказывает он.

Использование ИКТ в образовательных технологиях бизнес-школ необходимо и для полноценного вовлечения в процесс слушателей, обучающихся на расстоянии, или для выполнения самостоятельных заданий. "Образование по всему миру перемещается в интернет, так как все больше людей получают доступ к онлайн-обучению. За рубежом уже появились мегауниверситеты, обучающие более миллиона студентов", - говорит Юрий Тазов.

У бизнес-школ в отношении программ МВА большие планы на развитие информационных технологий в рамках образовательного процесса. Например, РЭУ имени Г.В. Плеханова планирует и дальше расширять сотрудничество с ведущими IT-компаниями, развивать инфраструктуру и сервисы дистанционного обучения, чтобы доступ к программам МВА могли получить не только Москва и Московская область, но и желающие из любых регионов России и других стран.

Многие бизнес-школы даже уже создали или планируют создать полноценные дистанционные образовательные программы для управленцев. Так, в бизнес-школе МГТУ имени Н.Э. Баумана есть дистанционный курс "Налоговый учет на предприятии. Формирование учетной политики для целей налогообложения".

Даже те, кто раньше скептически относился к дистанционному обучению, сегодня уже не так уверены в своей правоте. "Наша школа до недавнего времени считала, что обучение на МВА более эффективно в очных форматах (обмен знаниями и опытом с другими слушателями, совместное обучение и выполнение проектов), - рассказывает Юрий Тазов. - Однако в связи с повышением технического уровня и появлением новых оболочек онлайн-обучения (например, Moodle и других) ситуация несколько изменилась". Если раньше ВШМБ использовала лишь элементы дистанционного обучения в модульных программах МВА и ЕМВА, то сейчас она планирует разработать полноценные дистанционные программы. Скорее всего, первыми ласточками станут программы повышения квалификации и профпереподготовки.

Как вы оцениваете степень информатизации школьного, вузовского и бизнес-образования?

Нияз Абдикеев,
профессор, проректор по инновационной деятельности и информатизации РЭУ им. Плеханова

- Информатизация российского образования напрямую связана с трансформацией содержания, методов и организационных форм учебной работы, эффективной социализацией обучаемых. Рост качества образовательных услуг и конкурентоспособность образовательных учреждений все в большей степени зависят от их инновационной активности в области применения информационно-коммуникационных и когнитивных технологий.

Владислав Мартынов,
генеральный директор SAP в странах СНГ

- Очевидно, что поддерживать должный уровень информатизации в области образования достаточно сложно. И это касается не только нашей страны, но и всего мира. Именно поэтому мы активно развиваем во всем мире программу SAP University Alliance, официальными участниками которой являются более 900 университетов по всему миру и не менее 50 вузов в СНГ. В рамках "Университетского альянса" компания SAP проводит семинары, предоставляет учебные материалы, развертывает объединенные глобальные сети для преподавателей и учащихся, проводит тренинги для преподавателей ведущих вузов, разрабатывает и воплощает в жизнь концепцию университетских центров компетенции.

Елена Красникова,
руководитель по маркетингу компании "PTC Россия"

- Государственная программа информатизации высшего образования в России реализуется не первый год. Однако существуют и проблемы: ПК необходимо не просто поставить в класс, но и включить их в учебный процесс. А для этого нужны специализированные электронные учебники. Хороших разработок в этой сфере очень мало, в большинстве случаев печатный текст просто набирают на электронный носитель. Специалистов, способных разработать такой учебник с учетом не только педагогических норм, но и возможностей, которые дают современные технологии, немного. Их готовят всего в нескольких вузах страны. Нужна специальная разработанная методология обучения с использованием новых технологий, методические пособия для преподавателей, образовательные стандарты и учебные планы, да и обычные бумажные учебники к новыми дисциплинам. В общем, кадры, как всегда, решают все.

Антон Антич,
глава представительства VMware в России и СНГ

- К сожалению, уровень информатизации образования напрямую зависит от общего уровня информатизации в стране, а здесь еще очень много проблем - начиная от отсутствия широкополосного интернета за разумные деньги и до очень редкого применения информационных систем в структурах власти и коммерческих организациях. Я считаю, наши вузы и школы должны взять на себя лидирующую роль в обучении молодежи информационным технологиям. А пока у нас в некоторых вузах обучают информатике на примере ЕС ЭВМ, об этом говорить не приходится.

Юрий Дорфман,
партнер компании Cornerstone

- Нельзя сказать, что информационные технологии используются в российском бизнес-образовании повсеместно. Но все же прогресс не стоит на месте и оказывает свое влияние и на эту сферу. Например, в последнее время участилась практика вебинаров. Вебинар - это особый тип веб-конференций, представляющий из себя, попросту говоря, лекцию или урок в онлайн-режиме. Связь, как правило, односторонняя - со стороны говорящего. И большинство вебинаров, предлагаемых российскими бизнес-школами, оказываются платными.

Елена Иванова,
директор учебного центра компании Luxoft

- В рамках проекта информатизации образования в России проведено много мероприятий, но нам еще очень далеко до уровня европейских школ. С профессиональным образованием ситуация в России обстоит лучше. Многие корпорации и компании, особенно с распределенной сетью офисов, а также ИТ-компании используют все возможности дистанционного обучения, on-line формата проведения курсов, электронных библиотек, инструментального контроля планов и результатов обучения сотрудников. Это удобно, так как сотрудники учатся, не отходя от своего компьютера, нет необходимости в командировках и ограничении по количеству слушателей.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...