Талибы готовы мириться
Представители афганского президента Хамида Карзая начали тайные консультации с лидерами движения "Талибан". Конечная цель - обсудить возможное соглашение о перемирии. Об этом сообщил американский генерал, командующий силами НАТО в Афганистане Дэвид Петреус.
"Усилия президента Карзая нам известны и понятны. Мы их поддерживаем. Так мы поступали в Ираке, а британцы - в Северной Ирландии. Только таким способом можно реально прекратить сопротивление талибов", - заявил генерал Петреус, выступая перед журналистами в Баграме.
Афганский лидер ранее неоднократно говорил, что готов вступить в переговоры с теми лидерами талибов, которые отрекутся от насилия, разорвут контакты с террористическими организациями и поддержат афганскую конституцию.
По данным из штаб-квартиры НАТО в Афганистане, Карзай до конца нынешней недели намерен детально обсудить тему внутриафганского примирения со своими ближайшими советниками. Только после этого он собирается соблюсти формальности и сообщить о начале переговоров с талибами.
Вчера же он утвердил состав комитета по примирению с движением "Талибан". В него вошли 69 человек, в том числе бывшие полевые командиры, религиозные лидеры, представители гражданских организаций, среди которых есть женщины, ряд племенных вождей и старейшин.
Не секрет, что решительные действия Карзая происходят на фоне роста недоверия к нему со стороны США. В Пентагоне якобы всерьез обсуждался вопрос о том, не стоит ли убедить его уйти в отставку и уехать на виллу в Дубае.
Эту версию усиливает вышедшая несколько дней назад в США книга "Войны Обамы". Ее написал знаменитый американский журналист, король расследований Боб Вудворд. Он - автор скандальной и широко известной книги "Вся королевская рать" об Уотергейтском скандале.
В своем новом расследовании Вудворд утверждает: в последнее время Белый дом воспринимает Карзая как обузу. Журналист приводит данные американской разведки о том, что афганский президент лечится от биполярного расстройства. Он стал "параноидально подозрительным": боится, что американцы и англичане организуют заговор и сместят его.
Другие источники приписывают Карзаю "проблемы с психикой, лекарственную зависимость, пристрастие к гашишу". По этому поводу американский посол в Афганистане Карл Эйкенберри докладывал вице-президенту США Джо Байдену: "Он то начинает принимать лекарства, то прекращает". Бывший спецпредставитель ООН Питер Гэлбрайт свидетельствует: "Я не имею права ставить клинический анализ, но по поведению Карзая очевидно: с ним что-то не в порядке. У него бывают резкие перепады настроения. Он может быть очень обаятельным, а может срываться на длинные тирады и говорить необдуманные вещи. По сведениям из окружения президента, он курил гашиш".
И все это говорят о ключевом союзнике и партнере НАТО в Афганистане. Напомним: только США тратят на этот конфликт по 120 миллиардов долларов в год.
В Вашингтоне возникает резонный вопрос: в состоянии ли Хамид Карзай адекватно и ответственно вести переговоры с талибами? Ведь если они сорвутся, то следующий шанс добиться какой-либо подвижки в мирном урегулировании представится не скоро.
Тем временем в окружном суде Южного округа Манхэттена возбуждено уголовное дело в отношении Махмуда Карзая. Несмотря на то что старший брат афганского президента является гражданином США, выдвижение против него обвинений "грозит американской администрации серьезными проблемами с президентом Карзаем", пишет газета "Уолл-стрит джорнэл". "Обвинители изучают имеющиеся у них доказательства с тем, чтобы окончательно сформулировать обвинительное заключение", - сообщает издание. Пока есть основания говорить о том, что Махмуду Карзаю могут быть предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов, а также, возможно, в шантаже и вымогательстве. У следствия есть данные, что до 2001 года он был владельцем лишь одного ресторана в Кембридже (штат Массачусетс). Однако после того, как его младший брат возглавил Афганистан, бизнес Карзая-старшего резко пошел в гору. В настоящее время его капитал составляет 12 миллионов долларов. Свое состояние Махмуд Карзай сделал в том числе и на государственных кредитах, которые Соединенные Штаты предоставляли Афганистану.