Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Канны" на севере Карелии

На пять миллионов человек, живущих в Финляндии, кинособытий здесь происходит с избытком. Это фестиваль короткометражных фильмов в Тампере, эпатажный смотр "Любовь и анархия" в Хельсинки, основанный братьями Каурисмяки фестиваль "Полуночное солнце" в Соданкюля и другие, не менее интересные. Недавно к их числу прибавился кинофестиваль в Нурмесе, анонсированный "Известиями" в номере от 9 сентября. Он прошел на внеконкурсной основе и стал первым, где участвуют студенческие фильмы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На пять миллионов человек, живущих в Финляндии, кинособытий здесь происходит с избытком. Это фестиваль короткометражных фильмов в Тампере, эпатажный смотр "Любовь и анархия" в Хельсинки, основанный братьями Каурисмяки фестиваль "Полуночное солнце" в Соданкюля и другие, не менее интересные. Недавно к их числу прибавился кинофестиваль в Нурмесе, анонсированный "Известиями" в номере от 9 сентября. Он прошел на внеконкурсной основе и стал первым, где участвуют студенческие фильмы.

Родственные связи

Нурмес, крошечный городок в северной Карелии, лишен блеска и шума больших городов. Все здесь неторопливо, просто и без пафоса. Высокопоставленных гостей, прибывших в Нурмес по случаю открытия фестиваля, на торговой площади встречали местные жители, свободные в полдень от работы, продавцы жареной ряпушки, мест­ных сувениров и типичные в России и Финляндии рыночные бабушки с очаровательными вязаными носками и ковриками. Не было ни красных ковровых дорожек, ни вечерних туалетов с бриллиантами. Демократизм в протоколе никоим образом не снижал статус мероприятия, на который прибыли мэр города, представители министерств культуры и образования, депутат от Евросоюза. Ректор петербургского вуза, готовящего специалистов в области киноиндустрии, Александр Белоусов поздравил собравшихся с русской стороны.

Внимание Евросоюза к фестивалю, который делает первые шаги, депутат Риикка Манер объяснила просто. Тема фестиваля - карельская, общая для финнов и русских, культура, а Евросоюз готов поддерживать любые инициативы, способствующие реальному сближению России и стран Евросоюза.

Фестиваль прописался в Нурмесе не случайно. В этом городе в ста километрах от русской Карелии многое связано с Россией. В отличие от большинства финских городов Нурмес не имеет шведского названия. Он был построен по указу императора Александра III. Автор плана поселка русский архитектор Юлиус Васильев определил высотный регламент, и до сих пор здесь не строят дома выше трех этажей. Сегодня растянувшийся по узкому перешейку между двух озер город буквально утопает в березах и полыхает ягодами ярко-оранжевого осеннего шиповника.

Карельские корни видны повсюду: слова, перемешанные с финскими, говор, традиционные орнаменты в одежде. Здесь находится копия знаменитого дома купца Бомбина, построенного в 1855 году, уникальный образец карельского деревянного зодчества. Страницы общей карельской истории окрашены не только в лирические тона. Революция и войны смешали в кровавой куче судьбы людей и с той, и с другой стороны. На кладбище Нурмеса есть памятные знаки, поставленные в память о людях, погибших во время Второй мировой войны. Здешний православный приход обитает в здании лютеранской церкви. Эту церковь православной обители отдали, когда в Нурмес перебралось много переселенцев из русской Карелии и оказалось, что в городе нет ни одного православного храма.

Дорогу молодым

Всего на фестивале было показано более сорока студенческих - курсовых и дипломных - работ из девяти университетов и колледжей России и Финляндии. Призовых мест здесь никому не присуждали. Концепция фестиваля, изложенная корреспонденту "Известий" художественным руководителем Каем Лехтиненом, такова: предоставлять равные стартовые возможности для тех, кто не случайно пришел в профессию. Петербургской студентке - будущему режиссеру Арине Охлопковой показ в Нурмесе принес удачу. Ее фильм "День матери", уже получивший награды на двух кинофорумах, будет показан на фестивале короткометражных фильмов в Тампере.

Живописные северокарельские края - Мекка финских киношников: здесь часто снимают фильмы. А статистика утверждает, что именно в этом регионе Финляндии кино и смотрят больше всего. Но по-настоящему ясно, почему фестиваль проводился в Нурмесе, становится, когда мы приезжаем в "Хюварилу" - международный студенческий лагерь в паре километров от города. Здесь есть съемочные площадки, камеры, монтажные, оборудование. Что называется: снимай - не хочу.

- С такой целью и создавался этот лагерь, - рассказывает корреспонденту "Известий" ответственный продюсер фестиваля Юкка Кухонен. - Курсы, которые проводятся в "Хюварила", являются составной частью специального обучения. Студенты и любители приезжают сюда, чтобы научиться снимать кино.

Второй фильм вместе

Десять минут по финским проселочным дорогам - и мы на съемочной площадке второго совместного российско-финского студенческого фильма "Утес". Заброшенный летний дом на берегу озера, с нашей стороны - студенты петербургского университета, с финской - ребята из университета Лапландии.

На съемки фильма "Утес" выделено всего пять рабочих дней, поэтому на разговоры времени мало. Два героя, две героини, вечная тема свободы и несвободы. Сюжет фильма в деталях нам не раскрывают. Съемочная группа - молодежь из Суоми, России, Венгрии, Бангладеш - работают слаженно и понимают друг друга с полуслова. В ход идут английский, финский, русский.

- Я занимаюсь документальным кино, - рассказывает режиссер "Утеса" Глеб Слесарев, - и мой дебют в игровом кино сложился очень удачно: мне удалось здесь поработать с профессионалами высокого класса. Как консультант в фильме принимает участие Кай Лехтинен. Одну из главных ролей играет Хейкки Рантанен. Они помогали советами, но не настаивали на своем, предоставляя полную свободу дейст­вий.

Первый совместный фильм снимался здесь же еще в апреле. Обе стороны тогда увезли снятый материал и монтировали его дома. Наши привезли готовое кино на фестиваль в Нурмес, а вот финские студенты не успели.

Руководитель фестиваля, известный финский актер Хейкки Рантанен, объясняет это просто. В России больше людей, и чтобы добиться успеха, надо уметь быстро работать. А финны считают, что у них и так все будет, поэтому особенно не торопятся. Лапландцы, считает режиссер "Утеса", старшекурсник из Петербурга Глеб Слесарев, - народ настойчивый, и этот фильм наверняка доведут до ума.

Кино с акцентом

Поощрением для студентов в Нурмесе были показанные здесь фильмы "взрослых" кинематографистов. Последние десять лет кинематограф Суоми переживает расцвет. В этом петербуржцы могли убедиться на неделе финского кино, которая с успехом прошла осенью прошлого года. Ежегодно на киностудиях в Финляндии снимается от 12 до 15 кинолент. Четверть просмотров приходится на собственные фильмы. Как сказал Хейкки Рантанен, "финской душе ближе драма". Добавим, драма, в которой веришь актерской игре, в которой присутствует много крупных планов, внимания к деталям, а звук не режет ухо. В Нурмесе зрителям показали разноцветную многожанровую киномозаику с острыми, подчас рвущими душу гранями.

Гвоздем карельской темы стал фильм "Симпауттая", снятый по мотивам романа Хейкки Турунена в 1975 году. В нем рассказывается о жителях деревни Вуонислахти, что в волости Лиекса недалеко от Нурмеса. Финны говорят, если хочешь понять, каковы настоящие карелы, посмотри этот фильм. Жаль, что не было дубляжа, каждое слово в нем - на вес золота. Это два с половиной часа искрометного юмора, который вызывал у зрителей гомерический смех. Сравнить его можно с шедевром Леонида Гайдая "За спичками", который в Суоми знают и любят. Так же, как и "Кукушку" Александра Рогожкина, которая была показана здесь в прайм-тайм и собрала полный зал.

Карельскую тему поддержали документальные фильмы. Одна из двух лент Юхи Таскинен-Петтери Саарио - "Красота спящей деревни", о том, как в деревне Панаярви, что в Беломорской Карелии, практически без денег, за счет подсобного хозяйства, выживают Мария и Виктор Поповы. Фильм беспристрастно и жестко показывает жизнь людей, которые, оставшись один на один с могучей северной природой, оказались достойны ее.

Надо сказать, что документальное кино Суоми оказалось разноплановым. В фильме "А теперь мужчины" режиссера Йонаса Бергхэлла Хотакайнена нет выразительных кадров, но страсти в нем бушуют нешуточные. Автор показывает череду мужчин, которые встречаются в святая святых - сауне - и рассказывают сокровенные истории о дружбе, любви, смерти, о том, как они встретили, полюбили и потеряли. Глубокое проникновение в ранимую душу финского мужчины было отмечено призами на фестивалях в Тампере, Израиле, Швейцарии, Польше.

Событием Нурмесского фестиваля стал предпремьерный показ фильма Тимо Койвусало "Под Полярной звездой". Это очередная экранизация трилогии Вяйне Линна "Неизвестный солдат", которая настолько популярна, что есть в каждом финском доме. История одной семьи, по которой тяжелым колесом прошлись революция 1918 года, зимняя кампания 1939 года и Вторая мировая война, рассказанная ярко и выразительно, вызывает сострадание и чувство горечи.

Комментарии
Прямой эфир