Столица галерейная
Международная художественная ярмарка "Арт Москва 2010", открывшаяся в ЦДХ, стала менее объемной, чем в прошлом году, зато обзавелась генеральной темой под названием "Медиализация".
Нынче принято всевозможные показатели сравнивать с докризисными. С этой позиции динамика снижения количества участников "Арт Москвы" может показаться ужасающей: если в 2007 году на ярмарке фигурировали 73 галереи, то теперь их только 37. Двукратное сокращение рядов поверхностный наблюдатель мог бы счесть прямым следствием недавней рецессии. Но не так все очевидно в данной сфере. Скажем, май 2008 года к кризисным временам отнести никак не получится. Между тем тогдашняя "Арт Москва" уже выглядела сильно урезанной. Так что тенденция должна получить несколько иное объяснение: устроители склонны ограничивать число участников ради достижения неких качественных параметров.
Впрочем, сформулировать с предельной ясностью, в чем практический смысл этого самообуздания, едва ли кто возьмется. Похоже, что на сдерживание роста существенно влияет международная компонента. Значимые иностранные галереи по-прежнему не особенно рвутся на московскую ярмарку, а долю заграничного участия орг-комитету снижать не хочется, дабы не впасть в "местечковость". Отсюда и нормативы. Однако сказать, что кризис нисколько не затронул торговлю современным искусством, было бы неверно.
Прошлогодняя "Арт Москва", по мнению многих, получилась провальной с точки зрения экономики. Хотя официальные данные о финансовых итогах ярмарки не оглашались, было понятно: коммерция не задалась. Прогнозы насчет нынешнего мероприятия выглядят предельно осторожными. В любом случае о резком подъеме спроса речь не идет.
Фигурантам ярмарки в ожидании лучших времен остается всячески демонстрировать стабильность своего нынешнего положения. С признаками внешней респектабельности здесь все в порядке: "Арт Москва" традиционно отличается стремлением быть "в тренде". Правда, в силу узости круга участников репертуар от года к году меняется не слишком сильно.
Российских авторов вообще можно сверять по одному и тому же списку - "этот есть, этот на месте, а куда же этот вдруг подевался?". Тем более не подвержен существенной ротации перечень московских и питерских галерей. А вот иностранцы варьируются. На сей раз присутствует даже кубинская Acacia Gallery. Вернее, должна присутствовать: к моменту вернисажа посланцы Острова свободы все еще продолжали выяснять отношения с российской таможней. Если учесть, что в прошлом году из-за пограничных разборок не успели попасть на открытие сразу восемь иностранных галерей, ситуацию можно назвать оптимистической.
Как и прежде, "Арт Москва" позиционирует себя не только в качестве ярмарки, но и как "двигатель прогресса". Так что обилие спецпроектов, не связанных с торговлей, удивлять никого не должно. В этом году они все объединены лозунгом "Медиализация", который сочинила новый арт-директор Кристина Штейнбрехер. Чтобы не дай бог не переврать кураторские установки, процитируем объяснение этого названия из пресс-релиза: "Медиализация - это функциональная и смысловая интерпретация реальности посредством технологий, которые неизбежно изменяют привычный мир". Ну, вы поняли.
Среди "медиализированных" показов размахом выделяется виртуальный музей "Фолькванг" из германского города Эссена: на стенах "минус первого" этажа ЦДХ демонстрируются проекции трех реальных выставок - "Рождение звезды", "Взламывая город" и "Самый прекрасный музей мира". Взаимоотношения с технологиями российских авторов анализирует итальянский куратор Антонио Джеуза в проекте Techno Russia. Интерактивный подход к искусству предлагает Елизавета Березовская: ее объект-инсталляция под названием "Царица Колокольчик" призван заманивать зрителя внутрь произведения.
Словом, аттракционная часть ярмарки получилась внушительной, коммерческая - респектабельной, интеллектуальная - приемлемой (в рамках нынешней "Арт Москвы" проходит еще и конференция по поводу той самой "медиализации"). Осталось узнать, принесут ли совокупные усилия какие-то позитивные результаты.