Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Будущее сдадут в Политехнический музей

Вечером во вторник в одной из аудиторий Политехнического музея состоялось заседание комитета по инновационной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Прояснилось не только будущее главного в стране музея науки и техники, прозябающего в самом центре Москвы в старинном обветшавшем здании, но и всего музейного дела. Обновленный Политехнический станет первым в стране музеем "западного типа"
0
Владимир Маяковский читает поэму "Хорошо" в Большой аудитории Политеха. Октябрь 1927 года (фото: РИА "Новости")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вечером во вторник в одной из аудиторий Политехнического музея состоялось заседание комитета по инновационной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Прояснилось не только будущее главного в стране музея науки и техники, прозябающего в самом центре Москвы в старинном обветшавшем здании, но и всего музейного дела. Обновленный Политехнический станет первым в стране музеем "западного типа".

К бизнес-элите присоединились первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов (недавно он назначен председателем попечительского совета Политехнического музея), генеральный директор ГК "Роснано" Анатолий Чубайс и министр культуры Александр Авдеев. А также музейщики во главе с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

Заседание проходило по соседству со знаменитой Большой аудиторией, в которой выступали поэты Серебряного века, а в хрущевские времена пел Окуджава и спорили шестидесятники. Насколько горячей была дискуссия между представителями государства, большого бизнеса и музейного сообщества, рассказать не можем - прессу попросили из зала сразу же после выступлений чиновников-випов. Однако многое прояснилось. Концепцию современного музея науки "обкатают" на базе Политехнического. Ее разработает иностранная компания.

- Политехнический ответит на модернизационный вызов времени, - сказал Анатолий Чубайс. - А начнем с модернизации самого Политехнического. В этой стартовой точке представители бизнеса, музейного сообщества и государства должны понять друг друга.

На беспокоящий общественность вопрос, не является ли желаемой целью музейного обновления перемещение богатейшей коллекции в новое здание за МКАД, чтобы использовать освобожденные пространства "под офисы и гламур", ответ получен. Старое здание Политеха, модернизацию которого закончат в 2016-м (этот срок значится в постановлении правительства N 665, подписанном премьер-министром Путиным 2 сентября 2010 года. - "Известия"), было и останется музейным.

Кстати, нужно ли создавать вторую площадку или можно ограничиться одной, пока не решено.

- На этот вопрос предстоит ответить уже после того, как к работе подключится международный консультант, - сообщил Игорь Шувалов.

Он же предупредил, что выделенных на модернизацию денег недостаточно:

- Нужно будет провести работу, чтобы собрать спонсорские средства. Этим займется попечительский совет, состав которого будет утвержден в течение месяца.

В стране за последнее десятилетие не создано ни одного музея, который мог бы конкурировать с лучшими мировыми аналогами. Деньги тратили на модернизацию, но построить что-то современное, сказать свое слово в развитии музейного дела до сих пор не удавалось. Создать "абсолютно новое, но базирующееся на старых ценностях", как выразился Шувалов, и предполагается на базе Политехнического.

Иностранные консультанты настроены еще более радикально. Представитель компании "Эрнст энд Янг", которой доверено разработать новую организационную структуру Политехнического, отважился на порой жесткие для отечественных музеев слова. О том, что музей современности - это новая бизнес-модель. Что нужно уметь выживать и строить свой бизнес так же, как это делают западные коллеги. В частности, самим зарабатывать деньги.

Следом за обновленным Политехническим придется пойти и другим отечественным музеям, 35% из которых, по словам министра культуры Авдеева, обитают в аварийных или полуаварийных зданиях.

Обещанного два года ждут

Как в реальности будет выглядеть превращение старого музея в нечто иное и какие проблемы возникнут на пути обретения новых ценностей, рассказал в интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой директор Политехнического музея Борис Салтыков.

известия: Почему концепцию обновленного Политехнического разрабатывают иностранцы?

борис салтыков: В музее собрана колоссальная коллекция, очень ценная не только для России, но и для всего мира. Но если говорить о технологиях экспонирования, обучения, презентаций, то во многом мы не соответствуем постиндустриальной эпохе. Мы не имеем мощной структуры, которая взяла бы на себя все - разработку концепции, строительство музейного здания, внутренний дизайн и т.д. Мы обратились к мировым грандам, которые создавали концепции и строили здания музеев по всему миру. На первом этапе участники представили своего рода концепции концепций. Из них были выбраны четыре. 30 сентября их предложения рассмотрит жюри, в которое вошли музейщики, люди науки и бизнеса, администраторы из министерства культуры и даже несколько специалистов-иностранцев. Победителю будет поручена разработка полной концепции. Он станет по сути техническим заданием к конкурсу на архитектурное и дизайнерское решение, который будет объявлен в феврале-марте 2011-го. По-моему, это первый случай, когда даже на стадии концепции мы обратились к иностранным фирмам. Иностранцы не знают специфику нашей аудитории, наших коллекций, поэтому окончательная концепция будет сформирована с участием российских специалистов. Конкурс на инвестиционно-архитектурный проект - следующая стадия. Вряд ли его выиграет кто-то из наших. Строительством новых крупных музейных комплексов у нас пока никто не занимался.

и: Строительством? Но у музея имеется историческое здание в центре города, которому требуется серьезный ремонт и реставрация.

салтыков: Строительство нового - это вторая задача. В прессе давно идет дискуссия, что же будет в историческом здании после завершения работ. Да не будет здесь бизнес-центра, не будет офисов "Роснано"! Просто будет и новое, и старое здание. Оно состоит из трех блоков, высокий охранный статус имеет только центральная часть - ее отреставрируют. А боковые южные и северные приделы строились позже и не так ценны в архитектурном смысле. Предстоит решать проблему перекрытия двух больших внутренних дворов. Конечно, с учетом мнения тех, кто охраняет памятники, но и с учетом того, что музею требуются новые площади. Естественно, многое, например лестницы, оформление фасадов, никто не будет нарушать. Но в советское время здание перестраивалось, появилось очень много административных помещений, перегородок. Например, в центральной части музея раньше были высокие двухсветные помещения, которые скорее всего мы восстановим.

и: Что предполагается переместить в новое здание?

салтыков: За МКАД будут вынесены как минимум хранилища. Новое фондохранилище музею абсолютно необходимо. В экспозициях у нас выставлено примерно 15% того, что есть в хранилищах. Это нормально, если хранилища современные и позволяют осуществлять оборот. Но часть экспонатов хранится в помещениях, которые необходимо существенно реставрировать. А раз уж строить новое хранилище, то почему не использовать его для экспозиции? Вот откуда возникла идея второго полноценного здания музея. Кстати, один из конкурсантов в своей концепции так и написал: не стоит в историческом здании оставлять только старые вещи, а лазеры и прочее выносить в новое. В коллекции не будет органической связи.

и: Во сколько обойдутся конкурсы, услуги иностранцев, воплощение концепции?

салтыков: Разработка полной концепции - 500-600 страниц с рисунками, чертежами, фотомонтажом - стоит примерно 300 тысяч евро. А на реализацию проекта в постановлении правительства заложено 7,6 млрд рублей. Это только на строительно-архитектурную часть проекта. А к начинке вернемся ближе к вводу, который запланирован на 2016 год.

и: Но предварительная смета реставрации и реконструкции одного старого здания - 6 млрд. На какие деньги предполагается строить?

салтыков: Рассчитываем на помощь нашего крупного бизнеса. Попечительский совет, который возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов, еще предстоит организовать. Например, РЖД хочет участвовать в экспозиции своей отрасли. Металлурги заинтересовались - собираются создавать экспозицию современных машин и оборудования, способов литья и т.д. Но нам не только деньги нужны. Нам необходимо понять, что является самым актуальным и передовым фронтом в науке. Для этого в попечительский совет войдут ученые.

и: Правда ли, что новое строительство предполагается развернуть в Сколкове?

салтыков: Пока речь шла только о том, что строить придется за МКАД, потому что земля в Москве безумно дорогая. Но далеко уезжать тоже нельзя, хотя, например, в Мюнхене от музейного здания в центре к другому, на окраине, курсируют бесплатные автобусы. А в Сколкове земля федеральная, ее не надо выкупать. Но всерьез вариант Сколкова пока не рассматривали.

и: Опыт каких западных современных музеев науки стоило бы взять на вооружение?

салтыков: Великолепный музей есть в Барселоне. Кстати, его строила компания, которая участвует в нашем конкурсе. Но я его не видел. Зато в апреле побывал в лондонском Музее науки. Очень похоже на Политех - есть огромные машины, реальные экспонаты. Одновременно - интерактив: толпы школьников, которые могут играть и баловаться. А у нас пока примерно так, как говорил Жванецкий про автомобиль "Москвич": ребята общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать. Есть разные музейные технологии, есть музеи, где все на плазме, все интерактивное. Создаются science-центры, в которых развлекают и обучают школьников. Но есть музеи науки и техники с реальными экспонатами, а не виртуальными образами. Мы, конечно, будем делать музей науки и техники, но на современном уровне.

и: Чему иностранные консультанты удивлялись в Политехническом?

салтыков: Музей сегодня - это 600 человек. Американцы, участвующие в нашем конкурсе, услышав эту цифру, были потрясены. 160-180 человек - максимум для такого музея на Западе. Бюджет современных музеев только на 22-25% - государственный. Остальное - спонсорство и собственный заработок. В современных музеях есть и рестораны, и магазины. У нас это почти не развито. Кстати, музей, когда он был построен, половину бюджета получал за счет аренды. При Александре Втором государство почти ничего не давало, и там, где шикарные фасадные окна, были торговые ряды. Мы - госучреждение, все договоры аренды идут через Минкультуры.

и: В интернете по поводу Политеха сегодня пишут следующее: в теории все хорошо, на практике дело выглядит так - нового здания нет, а из старого вытесняют. Работы будут проводиться "с отселением" экспонатов?

салтыков: Да, их придется на время перевозить в промежуточное хранилище. Музей будет на пару лет закрыт. Думаем организовать временные передвижные выставки в других музеях и регионах.

и: Эксперты считают, что некоторые макеты не выдержат переезда. А часть макетов вообще нельзя трогать - их собирали прямо в залах.

салтыков: Похоже, так. Например, модель металлургического завода - один из подарков Сталину - не влезла бы ни в лифт, ни в окно. Придется такие экспонаты аккуратно разрезать и выносить, а на новом месте собирать заново.

и: Говорят, чтобы вытащить знаменитый "роллс-ройс" из бывшего музея Ленина, в здании пришлось разбирать часть стены.

салтыков: Не исключено, что и нам придется так поступить.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...