Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Армия
Армия России нанесла удары по военным аэродромам на Украине
Мир
В США призвали к импичменту Байдена после удара Россией «Орешником» по Украине
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Армия
Общие потери ВСУ в Курской области превысили 35 тыс. человек
Мир
Захарова отметила ключевую роль Великобритании в гибридной войне против РФ
Общество
РКК помог восстановить связь с 1,2 тыс. пропавших жителей Курской области
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Общество
В Московском зоопарке поселилась полярная сова Букля
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
На Запорожской АЭС заработала отключенная линия энергоснабжения «Днепровская»
Мир
На границе Украины поймали заплативших по $10 тыс. за переправку в Венгрию уклонистов
Мир
В нескольких республиках СНГ произошли землетрясения
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области

Хореография войны

На Малой сцене Московского Художественного театра сыграли премьеру спектакля по роману Виктора Астафьева "Прокляты и убиты". Точнее, не по всему роману, а по первой его книге - "Чертова яма". С вкраплениями отдельных событий из второй книги - "Плацдарм". Таким образом, эпопея на 800 с лишним страниц уложилась в два часа сценического времени без антракта
0
Впереди "припадочный" Леха Булдаков (Артем Быстров). За ним - приятели-новобранцы первой роты двадцать первого полка (фото: Игорь Захаркин/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На Малой сцене Московского Художественного театра сыграли премьеру спектакля по роману Виктора Астафьева "Прокляты и убиты". Точнее, не по всему роману, а по первой его книге - "Чертова яма". С вкраплениями отдельных событий из второй книги - "Плацдарм". Таким образом, эпопея на 800 с лишним страниц уложилась в два часа сценического времени без антракта.

"Прокляты и убиты" были закончены Астафьевым в 1994 году. Эта дата дает основания думать, что чувство мутноты, вроде бы доставшее писателя из военного прошлого, на самом деле в значительной степени относилось к проистекавшему на его глазах настоящему. Ибо Овсянка Овсянкой, а пошлость нового времени и в сибирской деревне наверняка ощущалась. Возможно, Астафьев понял, что перемены, которых он ждал, уводят страну еще дальше от распятой крестьянской Руси (а вроде бы - куда дальше-то?!). И что человек трудовой, верующий, честный скоро будет втоптан в отечественную грязь не как опасный вражина, а просто как мусор на дороге. Слишком много в романе свежего разочарования, острой боли, живой обиды - не вчерашней, не позавчерашней, сиюминутной.

В авторских комментариях к "Прокляты и убиты" потрясает захлеб желчью, злостью, отчаянием. Слова - как гвозди в гробовую крышку: "...Ничего грязней, кровавей, жестче, натуралистичней прошедшей войны на свете не бывало". Ничего целомудреннее, мягче, спокойнее и эстетичнее спектакля Виктора Рыжакова в МХТ и представить себе нельзя. Это не хорошо и не дурно - таков замысел. Странное на первый взгляд жанровое обозначение - "Несостоявшийся концерт" - объясняется, как говорят, сугубо бытовым фактом. "Прокляты и убиты" готовились еще к юбилею Победы. Поразмыслив, премьеру решили отложить: уж больно непраздничная вещь. Сделанный к 9 Мая "Реквием" Кирилла Серебренникова в МХТ сочли более жизнеутверждающим...

Собственно, концерт "Прокляты и убиты" напоминают мало. Скорее, их можно назвать музыкально-хореографической композицией. С одной стороны, слаженный хор в два десятка голосов исполняет то "В лесу прифронтовом", то слегка перефразированную "Балалаечку" Михаила Анчарова ("Песенка про психа из больницы имени Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку"). А также - "Я встретил Вас", "Пора молодцу жениться". Под занавес (отсутствующий) - "На сопках Маньчжурии". На бис - вдруг битловскую "Becаuse the world is round". Поют хорошо. Сами знают, что хорошо. Кокетничают по-ученически приобретенным в Школе-студии МХАТ умением.

С другой стороны - главный упор в режиссуре сделан на пластику. Невеликий дощатый помост становится ареной (плацдармом) для многочисленных перестроений, гимнастических пирамид и акробатических этюдов.

Сцендвижения в спектакле много. Гораздо больше, к сожалению, чем сценчувства. Группу новобранцев даже заворачивают в целлофан, как будто перед нами не драма в Художественном театре, а "Creation" Анжелена Прельжокажа в Большом. Хореография войны (если можно так обозначить главный режиссерский прием) достигает кульминации, когда начальник политотдела Мусенок натурально исполняет па-де-де "Наши доблестные войска...". Впрочем, Мусенок в этом спектакле объединен и с невеждой капитаном Мельниковым, и с майором-карателем. Эдакий собирательный образ ненавистных Астафьеву начальников, воюющих исключительно языком, а оружие направляющих против собственных солдат - совсем еще мальчишек, 1924 года рождения. Значит, к 42-му, когда действие происходит, героям по восемнадцать лет...

Расстрел братьев Снегиревых, Сергея и Еремея, - самые трагические страницы книги. Отлучились братья из казармы домой, за шестьдесят верст, молочка попить. Мамка написала: мол, корова отелилась - они и дернули. На четвертый день явились обратно с гостинцами. А тут как назло приказ N 227 - о показательных расстрелах... Даже стоя под дулом автомата, не верили братья, что все для них сейчас закончится - разом и навсегда. Старший (двадцать пять минут разницы между ними) успокаивал младшего. И вся рота, выведенная на опушку, за кладбище, в "воспитательных целях", ждала отмены приговора. А потом в бессильных слезах материлась да молилась за упокой души. Материться способен всякий русский человек, молиться уже тогда умели немногие. Надо отдать должное режиссеру Рыжакову: нецензурная брань в его спектакле есть, как есть она и в романе Астафьева, но одинаково уместна, а оттого незаметна и здесь, и там. Что касается молитв, старообрядец Коля Рындин (Денис Бобышев) неправильно ставит ударение в слове "святый"...

У многих из нас трудные отношения с романом "Прокляты и убиты". Если даже фильм "Утомленные солнцем-2: Предстояние" обвиняют в "дегероизации" Великой Отечественной войны, что говорить о книге Виктора Астафьева, где повествуется в основном не о войне с немцами, а о войне советской власти против собственного народа - крестьянства преимущественно. Взгляд Астафьева на войну - крестьянский взгляд. Одна сатанинская сила воюет с другой, а мужик, оторванный от земли, от семьи, от дома, должен сложить голову вроде бы и не за свою страну. Какая она ему своя? Это страна Мусенка.

Астафьев воевал, а потому спорить с ним мы не имеем ни малейшего права. Как и с Петром Тодоровским, снявшим "Риориту". Удивляться можно, конечно: тот ли это Тодоровский, что написал к своему фильму "По главной улице с оркестром" грандиозный марш "И все-таки мы победили!"? Неужели тот самый?.. Удивляться - можно. Предъявлять претензии - бессовестно. Память человеческая избирательна, сегодня вспомнится одно, завтра другое. Выборка эта зависит и от настроения, и от болячек, и от назойливой трескотни телевизора. Ведь плазма с диагональю в 50 дюймов, установленная в благополучном доме, каждый день приносит в этот дом такое количество грязи, крови, несправедливости, - легче "Прокляты и убиты" еще раз перечитать...

Вряд ли кто-то будет спорить, что Астафьев на всю жизнь остался контужен тяжелейшим детством - ни одну из его книг радостной не назовешь. Вряд ли многие согласятся с тем, что взгляд хозяина и землепашца - единственно верный, достаточный, когда речь идет о глобальных государственных катастрофах. Но скажу за себя: не лучшие советские и постсоветские фильмы о войне, не великие стихи Симонова "Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей", а пятнадцать страничек про расстрел братьев Снегиревых научили меня каждый вечер в заупокойной молитве поминать всех воинов, в России и за Россию убиенных. Когда из "Чертовой ямы" герои Астафьева выберутся на "Плацдарм", счет убитым пойдет тысячами. Точнее, уже и считать перестанут безымянные тела. А рыдания в горле - по-прежнему от братьев Снегиревых. Так мы устроены - о тысячах плакать трудно.

Спектакль "Прокляты и убиты" слезоемким не является. Молодые актеры (за возрастным и эмоциональным исключением в лице замечательного Алексея Шевченкова) как будто нарочно избегают пронзительных акцентов. Думаешь: вот сейчас дадут чувство, а они опять "дают Эйфмана". Например, когда письма матерям сочиняют, дружно машут ладошками - словно в телекамеру приветы передают. Была натура - стала картина. У картин есть свои преимущества, однако по силе воздействия им с натурой не сравниться.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир