Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Музей без Ленина

В понедельник станет доступным для посещения огромное темно-красное здание, расположенное у самого входа на Красную площадь. В интерьерах, где в советские времена взрослые могли рассмотреть простреленное пальто и другие личные вещи вождя, а школьников принимали в пионеры, пройдет выставка "Наполеон и Лувр"
0
СССР. День рождения вождя. Музей Ленина: так принимали в пионеры
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В понедельник станет доступным для посещения огромное темно-красное здание, расположенное у самого входа на Красную площадь. В интерьерах, где в советские времена взрослые могли рассмотреть простреленное пальто и другие личные вещи вождя, а школьников принимали в пионеры, пройдет выставка "Наполеон и Лувр". Накануне ее открытия обозреватель "Известий" Наталья Давыдова побывала в бывшем Музее Ленина, в начале ХХI века официально переданном Государственному Историческому музею. Встретилась с новым директором ГИМа Алексеем Левыкиным, до этого назначения - научным руководителем Музеев Московского Кремля, и узнала о планах открыть здесь Музей войны 1812 года и Национальную портретную галерею.

известия: Как бы вы описали здание, где до своего закрытия в 1993 году обитал Музей Ленина, современным подросткам, которые никогда здесь не бывали?

алексей левыкин: До революции это было здание Городской думы, а точнее - Городской управы. Построено оно было в конце ХIХ века как офисное помещение. По большому счету только один зал, где проходили заседания думы, создавался, как сказали бы сегодня, для презентаций. Все остальные были достаточно официальными. Но в 1935 году, когда здесь расположился главный, как считалось тогда, музей страны - Центральный музей Ленина, здание серьезно перестроили.

и: Торжественный зал, где собирались дореволюционные думцы, в 1935-м, "при Ленине", переделали в кинозал-лекторий. Интересно, что в нем показывали?

левыкин: Здесь постоянно крутили фильм, который назывался "Живой Ленин", - нарезку видеокадров его выступлений. Я же когда-то работал в этом музее, экскурсантов в кинозал приводил.

известия: Проектировщики из "Моспроекта-2" несколько лет назад предложили восстановить зал заседаний думы. Но помещение, где монтируется выставка "Наполеон и Лувр", - вовсе не тот парадный зал, а переживший реставрацию и ремонт "ленинский" кинозал-лекторий. Почему?

алексей левыкин: Так решили специалисты по охране памятников. Скорее всего, из-за того, что точных свидетельств и документов, по которым можно было воссоздать дореволюционный зал в его первоначальном виде, практически не сохранилось. О его внешнем облике можно судить только по нескольким фотографиям. А перестройка в 1935-м, как я уже сказал, была серьезной.

и: А куда делись эскалаторы справа и слева от главной лестницы?

левыкин: Их размонтировали, теперь вместо них грузовой и пассажирский лифты. В вестибюле, если вы заметили, после реставрации почти ничего не изменилось, появились только пандусы для инвалидов. Правда, там теперь нет огромного бюста вождя. А на входных дверях больше нет счетчика, который учитывал всех проходящих.

и: Смешно. А зачем он был нужен?

левыкин: Наверное, "наверху" требовали строгого отчета, когда и сколько человек побывало в Музее Ленина. Кстати, парадный зал - не единственное место, куда будут пускать публику. Первый этаж здания - примерно тысячу квадратных метров - мы отдаем под выставочные проекты. После завершения реставрационных и ремонтных работ здесь можно будет проводить серьезные большие выставки. А вот использовать под экспозиции второй и третий этажи бывшего Музея Ленина мы не сможем, иначе ГИМу негде будет хранить свои фонды.

и: Под будущий музейный квартал, в который должен превратиться ГИМ, переданы несколько зданий между площадью Революции и Никольской улицей. За что возьметесь после премьеры в Музее Ленина?

левыкин: В концепции, разработанной в "Моспроекте-2", предлагалось перекрыть внутреннее пространство между ним и зданием нового Монетного двора. Его длина - около 100 метров, ширина - 11. В итоге мы получим новый экспозиционный павильон с двумя помещениями. В одном к 2012 году разместится Музей войны 1812 года. В другом предполагается портретная галерея. Проектные работы уже завершаются. У нас в стране нет, как в других государствах, национальной портретной галереи. Удивительно: портреты есть, а галереи нет. Кроме Галереи героев войны 1812 года в Эрмитаже. А появление Музея войны 1812 года позволит нам пересмотреть основную экспозицию, чуть приблизить ее к современности. Будет возможность закончить ее 1917-м - годом крушения империи. Сейчас все фактически обрывается концом ХIХ века.

и: Так ведь раньше в перекрытом дворе планировали развернуть экспозицию истории ХХ века, отразив все ее взлеты и трагедии. Или мы пока не знаем, как правильно трактовать нашу новейшую историю?

левыкин: Показывать современную историю сложнее всего. Боюсь, ни в российском обществе, ни в научном сообществе не сложилось пока однозначного отношения к главным событиям ХХ века.

и: О современности можно по-разному рассказывать. Кроме политической истории, есть еще человеческая.

левыкин: Рассказать о жизни человека без политических перипетий, порой ужасающих, невозможно. Но самое главное препятствие для создания экспозиции XX века не в этом. У ГИМа просто нет площадей, чтобы достойно представить современность. Хотя мы имеем прекрасную коллекцию ХХ века, причем в фондах не только бывшего Музея Ленина, а прежде всего самого Исторического музея. Но ведь необходимо показать целый век спрессованных событий. Первую мировую, о которой мы забыли, хотя она во многом определила события 1917-го. 1920-30-е годы с индустриализацией и одновременно - с массовыми репрессиями. Великую Отечественную. 1950-е - с космосом, атомной бомбой, "холодной войной". Для этого требуются очень большие площади, которых нет.

и: И как решить эту проблему?

левыкин: Идеальным было бы построить для фондов ГИМа отдельное фондохранилище, а все помещения нашего музейного квартала отдать только под экспозиции. Сейчас фонды хранятся везде: в главном здании, в помещениях старого и нового Монетных дворов, бывшей Городской думы. Часть их находится в Измайлове. Но как иначе, если в коллекции Исторического более 4 миллионов предметов? А фонды все прибывают и прибывают. Недавно музей вернул Русской православной церкви Крутицкое подворье, а там находились уникальные фонды металла и тканей, которые должны содержаться в идеальных условиях. Нужно разместить где-то фондовые коллекции из Новодевичьего монастыря, тоже переданного церкви.

и: А корпуса в Измайлове, предоставленные музею в качестве отступного?

левыкин: Во-первых, они до конца не освобождены. Во-вторых, их нужно отреставрировать и приспособить к выполнению музейных функций, а это целый комплекс работ, связанных с установкой оборудования, созданием систем безопасности, кондиционирования и т.д. А для фондовых коллекций они вообще плохо пригодны. Поэтому в основном туда переедут все наши реставрационные мастерские. Но даже приступить к подготовке двух из трех корпусов мы до сих пор не можем, потому что они за музеем официально пока не закреплены. И средств на их реставрацию в этом году нам не выделили.

и: Куда же переедут музейные фонды из Новодевичьего и Крутицкого подворья?

левыкин: Сюда, на Красную площадь.

и: Отдельное фондохранилище, как вы выразились, идеальный вариант. А реальный?

левыкин: Развивать концепцию "Моспроекта-2", приспосабливая территорию нашего музейного квартала под разные функции - экспозиционные, хранение фондов и т.д. Но это потребует "подгонки" под музейные нужды помещений, которые для этого не предназначены. И больших средств.

и: Чего стоит перекрытие всех внутренних дворов и уход под землю!

левыкин: Вопрос, возможны или нет глобальные работы "сверху", могут решить только органы охраны памятников. А уход в подземелье в самом центре Москвы потребует сложных проектных и инженерных решений. Концепция - это еще не реальный проект. Хотя она обсуждалась и была принята на заседании коллегии Министерства культуры.

и: Жалко, что у входа на Красную площадь, где толпами бродят туристы, столько ваших помещений по существу превращены в склады. Ценные, конечно, но все же склады.

левыкин: Фонды - это не склад. Главная музейная функция - хранить, вторая - показывать. Но и мне, и всем сотрудникам Исторического музея очень хотелось бы, чтобы весь наш квартал у Красной площади стал открытым для всех музеем. 

Наполеоновские планы

Музей войны 1812 года в Историческом обещают открыть к ее 200-летнему юбилею. А впервые собирались создать еще в 1912-м, когда праздновалось столетие. В особый Музей войны 1812 года тогда предполагалось объединить полковые коллекции Русской армии. Планам помешали мировая война и революция, хотя экспонаты уже начали поступать в Москву, прежде всего - в Исторический музей. Сегодня в этой коллекции имеются потрясающие вещи, связанные с Наполеоном, Кутузовым, а также с отдельными героями и целыми полками, отличившимися в сражениях. Недавние раскопки археологов на месте Тарутинского лагеря, где в 80 км к юго-западу от Москвы расположилась Русская армия осенью 1812-го, когда войска оставили Москву, и откуда начался разгром французов, добавили к этому амуницию и предметы вооружения, которые после реставрации станут экспонатами нового музея. В нем также планируют показывать знаменитую "саблю первого консула" - легендарное оружие Наполеона, которому довелось поучаствовать в Гражданской войне. Музей разместится на тысяче квадратных метров, что в масштабах нынешнего ГИМа немало.

Портретная галерея, которая должна появиться в ГИМе, станет во многих отношениях уникальной: в коллекциях музея представлены портреты государственных деятелей, русских государей, купцов, крестьян, дворян, уникальные парсуны - самые древние портреты, изображавшие человека по канонам иконографии. Портретную галерею на первом этапе ее становления предполагается ограничить 1917 годом. Так что хранящиеся в Историческом музее многочисленные изображения Ленина и Сталина, среди которых попадаются удивительные подарки вождям, сделанные руками народных умельцев, например, из зерен риса или птичьих перьев, в нее не попадут. 

Квартирный вопрос решался 100 лет

Еще в 1912 году Городская дума проголосовала за то, чтобы передать свое здание у стен Кремля расположенному рядом Историческому музею, который к тому моменту уже не мог вместить и показать всех своих богатств, хотя тогда его коллекция насчитывала 300 тысяч предметов (сегодня - более 4 миллионов). Но до 1917-го его так и не передали, а в советское время здесь поселился Центральный музей Ленина, закрытый после развала СССР.

В 1993-м здание распоряжением Бориса Ельцина получила Москва "для размещения в нем Московской думы" (коллекцию Музея Ленина тогда же передали ГИМу). Городская дума от подарка отказалась - в 1994-м столичные депутаты подписали обращение к мэру и президенту с просьбой передать здание Историческому музею. Однако новоселье опять не состоялось: московская мэрия позволила музею лишь временно разместить в спорном здании свои коллекции - здесь поселились отделы археологии, нумизматики, картографии, древнерусской живописи.

Окончательно квартирный вопрос был решен только через 10 лет, в 2004-м, когда распоряжением N 260 правительства России помещения бывшего Музея Ленина были переданы ГИМу "для увеличения экспозиционной и вспомогательной площади". Взамен столица получила федеральную собственность, музей-усадьбу "Царицыно". Правда, вслед за этой передачей Исторический обязался освободить Крутицкое подворье, где до недавних пор размещалась часть его коллекции.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...