Больным в СИЗО не место

Дмитрий Медведев предложил отменить арест для тяжело больных обвиняемых. Суды должны выбирать для них более мягкую меру пресечения. Соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон "О содержании под стражей" президент внес в Госдуму. Эксперты едины во мнении: это реакция главы государства на серию трагических смертей в изоляторах.
То, что при определении меры пресечения нужно учитывать состояние здоровья человека, статья 99 УПК гласит и сейчас. Но действует она плохо. Только по официальным данным, от уже имеющихся заболеваний в следственных изоляторах умерли 276 человек в 2008 году и 233 человека в 2009-м. В большинстве случаев люди, которых отправили за решетку ждать вердикта суда, имели тяжелую, нередко трудноизлечимую болезнь (запущенные случаи туберкулеза, ВИЧ-инфекция, онкопатология и др.).
Сейчас "законодательство не конкретизирует основания изменения меры пресечения на более мягкую в связи с ухудшением состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого, вызванного тяжелым заболеванием", говорится в пояснительной записке Государственно-правового управления президента. Смерть юриста инвестиционного фонда Сергея Магнитского и главы компании недвижимости Веры Трифоновой тому подтверждения (причем оба обвинялись в экономических преступлениях).
Президент же предлагает, во-первых, прописать саму возможность менять меру пресечения на более мягкую, если выяснилось, что обвиняемый тяжело болен. Во-вторых, обязать начальника СИЗО оперативно информировать следователя и адвоката о состоянии здоровья подследственных. "Президент говорит о том, что арест как мера пресечения к тяжело больным людям ни при каких обстоятельствах применяться не может", - считает глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.
- Если подследственный страдает тяжелой формой заболевания, то судья выбирает, например, подписку о невыезде, - отмечает Павел Крашенинников. - Если же человек уже находится в СИЗО и там выясняется, что он тяжело болен, то медицинским учреждением следственного изолятора делается соответствующее заключение, в течение суток этот документ должен быть передан не только обвинению, но и адвокату. Далее суд принимает решение о том, что человека под стражей содержать нельзя.
Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, а также порядок медицинского освидетельствования обвиняемых и форму медицинского заключения должно утвердить правительство. Дмитрий Медведев вчера поручил премьеру Владимиру Путину издать соответствующее постановление не позднее, чем Госдума примет законопроект во втором чтении. Особое внимание правительство должно обратить "на необходимость проведения медицинского освидетельствования независимыми медицинскими экспертами".
- Это должна быть инстанция, которой суд может полностью доверять, - считает президент Фонда помощи заключенным, член Общественной палаты Мария Каннабих. - Я заходила в тюремные больницы, ко мне обращалось много людей, которые находятся под следствием, показывали медицинские заключения о своих болезнях. И надо сказать, что на вид эти люди выглядят достаточно здоровыми. Так что злоупотребление тут может присутствовать. Тем не менее шаг, сделанный президентом, правильный. Понятно, что люди больные, которые попали в следственный изолятор, находиться там не должны.