Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле усомнились в изменении линии НАТО после назначения Рютте генсеком альянса
Политика
Путин указал на вклад атомной отрасли в обеспечение ядерного паритета России
Общество
Австралийский журналист назвал терроризмом обстрелы ВСУ Белгорода
Экономика
Госдума приняла закон об индексации пенсий работающим пенсионерам
Мир
Лавров назвал курс США на удержание гегемонии обреченным на неудачу
Мир
Марк Рютте утвержден на пост генсека НАТО
Армия
ВС РФ уничтожили три установки HIMARS и обслуживавший их иностранный персонал
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
США по условиям сделки обязались не предъявлять Ассанжу новых обвинений
Общество
СК заявил о вербовке в ВСУ более 3 тыс. наемников из 70 стран
Общество
Путин присвоил звание Героя Труда Геннадию Зюганову
Мир
Захарова указала на преднамеренное минирование Киевом акватории Черного моря
Мир
Рябков не исключил военный ответ на действия США из-за удара ВСУ по Севастополю
Мир
Рябков заявил о начале важного этапа обмена заключенными между РФ и США
Экономика
БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых национальных валютах
Мир
Сторонники встретили Ассанжа в аэропорту Канберры аплодисментами
Общество
Погибшую при обстреле Севастополя девочку похоронили на Аллее Славы

Охрана государственной заграницы

Объекты недвижимости, деньги на счетах, золотые слитки и культурные ценности на миллиарды долларов - таков объем российской собственности, раскиданной в Великобритании, Испании и других странах. Лишь малая часть ее сейчас принадлежит России. Остальное растрачено, разворовано. Недавно впервые вынесен приговор похитителям российской собственности за рубежом
0
Для монгола и юрта — комфортное жилье, а россияне построили здесь добротные дома, которые сейчас приходится защищать (фото: Reuters)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Объекты недвижимости, деньги на счетах, золотые слитки и культурные ценности на миллиарды долларов - таков объем российской собственности, раскиданной в Великобритании, Испании и других странах. Лишь малая часть ее сейчас принадлежит России. Остальное растрачено, разворовано. Недавно впервые вынесен приговор похитителям российской собственности за рубежом. Это председатель правления концерна "Геологоразведка" Семен Наумов и главный бухгалтер предприятия Валентина Константинова. За хищение в Монголии многоквартирного жилого дома, предназначавшегося для работавших там российских геологов и стоившего около миллиона долларов, им присудили по пять лет условно. В производстве СКП России находится еще ряд подобных уголовных дел.

Объем российской собственности за рубежом составляет сотни миллиардов долларов США. В 2001 году бывший тогда президентом России Владимир Путин издал указ с длинным, но понятным названием: "О закреплении за Управлением делами президента Российской Федерации федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации".

Однако этот документ совсем не обрадовал распорядителей российской собственности за рубежом и исполнять его они не спешили. Более того, многие госслужащие начали искать пути, как бы переоформить эту собственность на себя. Вот типичный пример.

Еще при советской власти в Монголии был создан "Геологический концерн "Геологоразведка", подчинявшийся Министерству геологии СССР. Концерн занимался разработками по добыче урана. На балансе у него находился имущественный комплекс, в том числе и жилой девятиэтажный дом в Улан-Баторе, в котором проживали сотрудники концерна. В 1997 году вышел приказ Минприроды о ликвидации госпредприятия. Геологическое оборудование и имущество были переданы на баланс созданного на его базе специального центра "Геологоразведка". Однако концерн вопреки приказу не ликвидировали. Дом в Улан-Баторе так и остался на его балансе, о нем никто и не вспоминал. Кроме главы концерна Семена Наумова и главного бухгалтера Валентины Константиновой. Которые превратили бывший "дом геолога" в доходный дом. Освободившиеся квартиры предприимчивые начальники сдавали в наем.

О доме вспомнили в 2001 году в связи с указом президента о закреплении российской недвижимости за рубежом за Управлением делами президента.

- Но и тогда передавать дом в ведение управделами Наумов не спешил и всячески затягивал переоформление, - рассказал "Известиям" старший следователь СКП России Андрей Стрижов. - Это тянулось более пяти лет.

В конце концов Наумов с Константиновой придумали, как не только распоряжаться домом, но и вовсе прибрать его к рукам. В 2005 году они учредили на двоих ЗАО "Геологический концерн "Геологоразведка". По названию - то же, что и было при советской власти, за исключением трех букв впереди, на которые никто не обращает особого внимания.

В 2006 году, как установило следствие, от имени Константиновой, которая была гендиректором ЗАО, в Монгольскую службу регистрации прав на имущество поступило заявление с просьбой перерегистрировать на новое ЗАО право собственности на дом в Улан-Баторе.

- По монгольскому законодательству для вновь созданного предприятия существует упрощенная процедура перерегистрации собственности, - продолжает Стрижов. - Таким образом дом в Улан-Баторе, принадлежавший Российской Федерации, оказался в собственности обвиняемых.

Надо отдать должное упорству чиновников из президентского Управления делами. Монгольский дом они не упускали из виду, а когда узнали, что он неожиданно перекочевал в частную компанию, обратились в СКП России. Было возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч. 4 "Мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере", наказание - до 10 лет лишения свободы со штрафом до одного миллиона рублей. Доказать факт мошенничества для следователя не составило большого труда.

- Благодаря грамотной организации и высокому уровню сотрудничества с коллегами из полиции и Генеральной прокуратуры Монголии нами были получены неопровержимые доказательства вины обвиняемых, - подытожил Стрижов.

На днях Головинский суд Москвы (концерн состоял на налоговом учете на территории, обслуживаемой судом) полностью признал вину подсудимых. Гособвинение запросило 5 лет лишения свободы, однако суд учел, что подсудимые полностью возместили ущерб. Кроме того, суд учел и пожилой возраст мошенников: Наумову 70 лет, Константиновой - почти 60. В итоге - 5 лет условно.

В производстве СКП находится еще ряд дел по хищению российского имущества в Великобритании, Испании, Индии, Болгарии и других странах. Там речь идет уже о миллиардах долларов. 

На советскую собственность претендует и Украина

По официальным данным, в настоящее время в собственности России находится около 4 тысяч различных объектов недвижимости в 120 странах мира - общей стоимостью около 3 миллиардов долларов. Большая их часть используется дипкорпусом.

Гораздо больше утрачено, возможно, навсегда. В далеком 1991 году так называемую утерянную советскую собственность власти оценивали в 110 миллиардов долларов. Не так давно Счетная палата оценила ее в 300 миллиардов, а вот частное английское агентство Pinkerton говорит о 400 миллиардах. Это не только бывшая советская собственность за рубежом, на которую претендует Москва. В эту цифру входят еще партии золота и долги разных стран Российской империи и Временному правительству. В настоящее время Россия провела инвентаризацию около тысячи объектов в более чем 70 странах мира. Это здания посольств, торговых и иных представительств, дома дружбы, корпункты и информбюро и многие другие объекты, которые Россия планирует вернуть себе в собственность.

Российские власти неоднократно выявляли факты незаконной приватизации советской собственности в ряде стран. Такие объекты обнаружены в Китае, Болгарии, Индии. Кое-что удается вернуть. Также ведется активная деятельность по возврату различных религиозных объектов за рубежом, построенных еще до революции.

Однако не все страны спешат добровольно вернуть имущество. Например, статус санатория "Янтарный берег" в Юрмале до сих пор вызывает споры. В 2004 году после долгих лет юридической неопределенности он был зарегистрирован как собственность Управделами президента России. Но это вызвало озабоченность МИД Латвии. Вопрос до сих пор не закрыт, по крайней мере для латвийской стороны.

Не утихают споры по поводу "дележа" бывшей советской собственности между Москвой и Киевом. Если в Венгрии, Исландии, Финляндии и Швеции Россия признана полной правопреемницей имущества СССР, то в ряде стран именно из-за споров с Украиной этот процесс затруднен. Такие проблемы имеются в Австрии, Бельгии, Германии, Индонезии, Ирландии, Люксембурге, Польше, Португалии, Румынии, Франции, Швейцарии, Вьетнаме, Иране. Украина претендует на шестую часть госактивов бывшего СССР. Сюда входят золотой запас, алмазный фонд и в том числе загрансобственность.

Руслан Муртазаев 

Сокровища нации

Зарубежная недвижимость на миллиарды долларов принадлежит России еще с царских времен. И на протяжении столетий ее постоянно пытались у России отнять. Часто вполне успешно. Первая волна разграбления произошла после революции, когда множество дворцов, храмов и просто земель были утеряны из-за отсутствия документов и тяжб с кредиторами Российской империи.

Тем не менее ключевые объекты нам удалось тогда сохранить. Например, резиденцию российского посла в Риме - роскошный дворец, расположенный на холме прямо напротив Ватикана и занимающий несколько гектаров драгоценной земли в центре итальянской столицы. Это здание до революции принадлежало нашей Академии художеств. Там жили художники, когда приезжали в Италию получать образование или работать на пленэре.

Еще одно здание с удивительной историей - резиденция посла России в Париже, особняк д'Эстре. Этот дворец ХVIII века на улице Гринель рядом с домом-музеем Родена и Домом Инвалидов стоит... на российской земле. Ее специально привезли из нашей страны.

Но есть и безнадежно потерянные объекты. Например, роскошный особняк в центре Джакарты - посольство России в Индонезии. В конце 1980-х местные строители решили "освоить" его территорию и переселить посольство в специальный район. Наши не согласились, и тогда строительные фирмы, одной из которых руководил сын местного президента, выкопали рядом котлован и построили высотку. Из-под здания посольства ушли грунтовые воды, и оно треснуло. Пришлось переезжать. Благо индонезийцы сами построили новое здание.

Есть, впрочем, и обратные примеры. Так, здание нашего Агентства печати "Новости" в Париже до войны было посольством одной из прибалтийских республик, а в 1940 году стало нашим. Когда фашисты захватили город, они сделали в этом здании штаб гестапо. Уже потом туда переехали советские журналисты. "Зеркальный" случай произошел со зданием АПН в Таллине. В этом дворце до присоединения к России была резиденция папского нунция. Но сейчас это здание нам не принадлежит: собственность не была оформлена.

То же самое произошло практически со всей российской собственностью в бывших советских республиках - нигде ничего не оформлялось. Министерства, газеты, заводы строили там санатории, филиалы институтов... Все это потеряно.

В дальнем зарубежье потери тоже огромны. И тоже в основном из-за документов. Огромный комплекс военного имущества в Египте, скажем, вообще никак не был закреплен на бумаге. Хотя вложили мы в него миллиарды. Союзники же. Вот все и потеряли.

Андрей Реут

Комментарии
Прямой эфир