Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мелони на встрече с Трампом призвала сделать Запад снова великим
Спорт
Овечкин забил 897-ю шайбу и обновил рекорд НХЛ
Мир
Южная Корея провела масштабные ночные учения на границе с КНДР
Мир
Армия США уничтожила принадлежащий хуситам порт Рас-Иса
Армия
Силы ПВО уничтожили 56 БПЛА ВСУ над российскими регионами за ночь
Мир
В Госдепе опровергли отказ России от предложения США по Украине
Спорт
Российский хоккеист Кучеров стал трехкратным обладателем «Арт Росс Трофи»
Общество
В ГД предложили сделать день после Пасхи выходным
Здоровье
В России врачи спасли зрение ребенку с редким течением тяжелого заболевания
Мир
Рубио сообщил Лаврову о желании Трампа завершения конфликта на Украине
Мир
NYP узнала о безуспешных попытках Байдена дать выступление стоимостью $300 тыс.
Мир
В Италии указали на угрозу от торговых пошлин Трампа
Мир
СМИ уличили власти Польши в сокрытии информации о взрыве в Варшаве
Мир
В раде назвали аферой намерение Украины купить реакторы для АЭС у Болгарии
Общество
Хранившего оружие и крупную партию наркотиков мужчину задержали в ДНР
Мир
Глава МАГАТЭ призвал к сдержанности после атаки ВСУ на Запорожскую АЭС
Мир
В США в результате ДТП с автобусом один человек погиб и еще 21 пострадал

Быть или не быть Гафтом

Остроумные реплики его председателя кооператива из "Гаража" или романсы полковника из фильма "О бедном гусаре замолвите слово" давно и прочно вошли в народный фольклор. Как и эпиграммы, написанные Гафтом на добрую половину советских артистов. О том, как он работал с Анатолием Эфросом, почему не хотел сыграть Гамлета и никогда не был доволен собой, Валентин Гафт рассказал корреспонденту "Известий"
0
Валентин Гафт считает кино "коротким периодом", а театр - "целой страной"
Выделить главное
Вкл
Выкл

У Валентина Гафта - тонкого, разностороннего актера и удивительно порядочного человека - есть редкое свойство: он равно убедителен в ролях тупых солдафонов и рафинированных интеллигентов.

Остроумные реплики его председателя кооператива из "Гаража" или романсы полковника из фильма "О бедном гусаре замолвите слово" давно и прочно вошли в народный фольклор. Как и эпиграммы, написанные Гафтом на добрую половину советских артистов. О том, как он работал с Анатолием Эфросом, почему не хотел сыграть Гамлета и никогда не был доволен собой, Валентин Гафт рассказал корреспонденту "Известий".

известия: Ваш путь начинался не так уж гладко - после окончания Школы-студии МХАТ вас не взяли в театр...

валентин гафт: Ну да. Не нравился я никому. Потом все-таки позвали - в "Сатиру". Знаменитый Эраст Гарин, с которым я до того вместе снимался, пригласил меня сыграть ученого в "Тени" по Шварцу. Репетиций почти не было, и я провалился с треском. Ну какой я был ученый? Я в то время вообще ничего не понимал. В результате меня не приняли в "Сатиру", и только спустя 10 лет я реабилитировался - сыграл графа Альмавиву в "Женитьбе Фигаро" Валентина Плучека. Фигаро играл Андрей Миронов, а моя роль вскоре перешла к Ширвиндту - на один из спектаклей пришел Олег Ефремов и предложил мне перейти в "Современник". Я спросил: "Когда?" Он ответил: "Завтра!"

и: Знаю, что между "Сатирой" и "Современником" вы успели поработать с Анатолием Эфросом.

гафт: После того как я провалился в "Сатире", я сменил несколько театров, был в "Моссовете", потом у Андрея Гончарова в его Театре на Спартаковской. А в 1964-м пришел показаться в "Ленком", к Эфросу. Мне предложили сыграть отрывок из пьесы Радзинского "104 страницы про любовь". Я сыграл, и меня тут же назначили на главную роль. Партнершей была Ольга Яковлева. Потом была роль одноглазого Маркиза в спектакле "Мольер". Потом, когда Эфрос перешел из "Ленкома" на "Бронную", я сыграл в его спектакле "Обольститель Колобашкин".

и: То есть, когда Эфроса уволили из "Ленкома", вы, не раздумывая, пошли за ним?

гафт: А как я мог остаться в театре, где актеры, репетируя с режиссером, одновременно писали на него доносы?! Уходя, Эфрос позвал десятерых, меня в том числе, с собой на "Бронную".

валентин гафт: Вы, наверное, хотите спросить, что нас так притягивало к Эфросу? Просто он умел, как скульптор, отсечь все лишнее и превратить актера в высокое произведение искусства. Так же было и с пьесами. На его спектаклях люди не узнавали привычных сюжетов. Он находил заложенный в пьесе конфликт, что-то укрупнял, что-то уводил в тень - и в результате прояснялось то, чего раньше никто не видел. "Женитьба", "Месяц в деревне", "Брат Алеша" (по "Братьям Карамазовым") - Эфрос выискивал в классике живые, современно звучащие вещи. При этом он никогда не ставил текст с ног на голову, не заменял чувства персонажей формальными режиссерскими построениями - эпатаж ему был не нужен. Но каждый его спектакль становился событием. Эмоциональным ударом, запоминавшимся на всю жизнь. Рассказать про это невозможно - это надо видеть.

известия: Тем не менее от Эфроса вы ушли.

гафт: Я ушел не от него, а из Театра на Малой Бронной. Что-то там заваривалось такое, что впоследствии разорвало коллектив, ведь потом ушли и Олег Даль, и Ширвиндт с Державиным, и даже сам Эфрос. Почему это произошло, я говорить не буду - не стоит возвращаться к прошлому.

и: В кино вам везло больше, чем в театре?

гафт: Кино - это короткий период. Тебя снимают, монтируют, режут - иногда твоего героя окончательно придумывают уже после съемок, без твоего участия. А театр, особенно репертуарный, - это целая страна. Там можно что-то исправить и после премьеры - спектакль растет, меняется. Вот я уже более сорока лет работаю в "Современнике" с Галиной Волчек, и мне до сих пор с ней интересно.

и: Есть какая-то роль, которую вы хотели сыграть, но так и не сыграли?

гафт: Не люблю об этом говорить. Когда говоришь "я хотел", ты как будто сразу что-то теряешь. Лучше неожиданная роль, о которой и не думал - как подарок, с чистого листа.

и: А чем вы сейчас занимаетесь, пока сезон в "Современнике" закрыт?

гафт: Пописываю так называемые стихи. Иногда смотрю по телевизору фильмы со своим участием, чтобы оценить, какую гадость я сыграл.

и: Вам ваши роли не нравятся?

гафт: Когда смотрю спустя много лет, иногда нравятся. Но я никогда не был доволен собой как актером. Правда, если рядом хороший партнер, ты и сам становишься лучше. Вот, скажем, когда мы играли с Евгением Евстигнеевым, мне и на себя потом смотреть было интересно. Но такие артисты, как он, рождаются редко.

и: И вы никогда никому не завидовали?

гафт: Да вы что, зачем?! Я вполне доволен судьбой. Все могло быть гораздо хуже. Когда учился в Школе-студии, думал, что всю жизнь буду играть "кушать подано", и ведь как повезло!

и: Хотите сказать, что никогда не мечтали сыграть Гамлета?

гафт: Упаси Боже! Полвека назад я видел Пола Скофилда - он играл Гамлета в легендарном спектакле Питера Брука. После него за эту роль лучше не браться.

и: Правда, что родители говорили вам: "Ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - он артист..."

гафт: Правда. Но Миша действительно интереснейший персонаж! Мы, кстати, с ним ссорились, почти дрались, но сумели сохранить взаимное уважение.

и: А как так получилось, что вы на всех своих друзей написали эпиграммы?

гафт: Когда-то я начал их писать специально для капустников. Эпиграмма должна быть острой, честной, но с сильным преувеличением какой-то черты человека. Причем она пишется только на талантливого человека, неудачника грех высмеивать. Придумать эпиграмму - это как роль сыграть. Ты в двух строчках описываешь человека, и все вдруг смеются: да, это он. Люди вообще любят краткую форму. Обидно только, что мне приписывают много чепухи. Однако в последнее время я пишу не эпиграммы, а поздравления.

и: И кого последнего вы поздравляли?

гафт: Вообще-то парадные юбилеи я не люблю (как и свой собственный - его я и отмечать-то не собираюсь), но для Лены Камбуровой, которую очень давно люблю, написал.

Продолжение беседы с Валентином Гафтом читайте на сайте Известия Неделя 

Посвящение Елене Камбуровой

Оркестр играл. Сад городской. Цветы.

Спина маэстро. На скамейке - ты.

По-дирижерски вскидывая руки,

Закрыв глаза, ты улетаешь вдаль.

Еще совсем дитя,

Но слышишь в каждом звуке

Всю радость жизни,

Всю ее печаль.

Здесь зарождалось неземное пенье

В земном дыханье почвы и судьбы.

Отмеченное свыше ты явленье,

Тебе до Бога пять шагов ходьбы.

Хоть жизнь прожить - не поле перейти,

Но сад был городской, была спина Маэстро.

Теперь плывешь по Млечному Пути

Под звуки того самого оркестра.

Валентин Гафт

Публикуется впервые

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением