Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Давид Бурман: "Наш город - мастер-класс ходячий"

Сегодня в Санкт-Петербурге начинает работу Первый всемирный фестиваль школ кукольников. 18 августа "Известия" рассказывали о программе и площадках этого кукольного съезда. Театральный обозреватель Мария Кингисепп встретилась с арт-директором фестиваля Давидом Бурманом, чтобы узнать, для чего он созвал кукольников в наш город и почему акцентирует внимание на образовании
0
Игра в куклы иногда становится делом всей жизни (Фото: Руслан Шамуков)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня в Санкт-Петербурге начинает работу Первый всемирный фестиваль школ кукольников. 18 августа "Известия" рассказывали о программе и площадках этого кукольного съезда. Театральный обозреватель Мария Кингисепп встретилась с арт-директором фестиваля Давидом Бурманом, чтобы узнать, для чего он созвал кукольников в наш город и почему акцентирует внимание на образовании.

Известия: Любой фестиваль - дело очень хлопотное. Непременные атрибуты крупного мероприятия - организационные проблемы, согласования, письма, встречи, отчеты - сплошной кошмар… Давид Семенович, зачем вы в это ввязываетесь?

Давид Бурман: У меня есть парадокс. Я работаю в Питере, но проживаю в Царском Селе. И уверен, что постепенно мне удастся сделать так, чтобы оба этих города стали крупными фестивальными центрами. Я профессионально занимаюсь менеджментом, и меня интересует стратегия. Люблю такие понятия, как инфраструктура, развитие, инновации...

И: Стратегическое планирование, диверсификация, конгломерат...

Бурман: Совершенно точно. И все это я хочу превратить в нормальные человеческие вещи. Тогда и само понятие "культура" перестанет быть абстрагированным, нищим, обделенным и превратится в востребованный "вид жизни". Фестивальное движение - как раз часть этой стратегии. Если Петербург как фестивальный центр привлечет к себе внимание и сможет наконец-то отнестись к этому как к серьезному продвижению культурного и событийного туризма, то и культура получит возможность существовать на свои собственные средства.

И: Культура вообще? Глобально?

Бурман: Именно. Ведь культуру и искусство разделяют только в нашей стране. Предлагаю остановиться на понятии "арт". Я вкладываю в это слово стратегически глобальное восприятие культуры. Музыка, кино, видео, воздух, архитектура и даже сериал "Бандитский Петербург" - это все относится к нашему понятию культуры. И мы должны максимально это использовать для развития культурно-туристической деятельности. Моя первая профессия - артист и режиссер. Но этого показалось мало. Всегда интересно нечто большее. Мне очень хочется, чтобы история нашего города и его окрестностей не застывала. Потому что город живет своими нетривиальными, нетрадиционными - в хорошем смысле слова - историями, подвижничеством.

И: Объясните, пожалуйста. Все это чувствуют, но мало кто может обречь в слова.

Бурман: Для успеха ты должен отнестись к фестивалю как к абстрагированному объекту и посмотреть на него как бы со стороны. Есть такое новое слово imax - формат визуального изображения. Особое видение, трехмерное. Я считаю, что на фестиваль нужно смотреть как на некий сферический образ, на стереокартинку. Только так можно воспринимать то, что сегодня хочешь создать. Так я и создаю свои фестивали. А как продюсеру, мне всегда интересно смотреть, что будет завтра.

И: И что же будет завтра?

Бурман: Я точно знаю - Санкт-Петербург закрепит за собой статус фестивального центра.

И: Звучит как предсказание.

Бурман: А это уже реальность. Посмотрите внимательно. Уникальность Петербурга не только в его ландшафте и в атмосфере, а практически в его жителях, в их характере, в хорошем смысле - сумасшествии. Когда я иду по улице и вдруг вижу человека в хламиде, с оранжевой сумкой, а потом приезжаю в какой-то другой город и не вижу такого человека, я понимаю, что нет - хочу обратно в Питер. Мне не хватает этого внезапного ощущения солнца в пасмурный день со свинцовыми облаками от странного прохожего с оранжевой сумкой - такой яркой, что глаза режет. А вижу это - все: весна, счастье! Потому что русская историческая культурная мысль сосредоточена здесь. Петербург - это единое целое. Все питается центром. И даже промзоны помогают создавать правильный фестивальный дух.

И: Почему у форума школ кукольников так много обучающих моментов в программе? Понятно, что школы - это обучение, но подразумеваете ли вы, что будущее любых фестивалей в Петербурге - не только показы на публику, но и мастер-классы, и профессиональное общение, и научно-практические конференции, и выпуск учебников?

Бурман: Петербург не может быть культурной столицей и оправдывать это звание без такого понятия, как образовательные программы.

И: Чему учить-то надо, и кого?

Бурман: Учить надо атмосфере. Мы на фестивале школ кукольников акцентируем внимание на состоянии. Скажем, вы идете гулять по городу. Почему вы любите Невский проспект?

И: Потому что там встречается множество разных смешных и странных людей. Потому что на Невском чувствуешь себя... просто чувствуешь себя.

Бурман: Вот! Вы сейчас сами ответили. Это суть наших мастер-классов. Я ценю тех педагогов, которые говорят: ребята, давайте не будем сидеть в четырех стенах, а поедем на Заячий остров или посидим на берегу Лебяжьей канавки. Весь наш город - это сплошной мастер-класс ходячий. Но, помимо теоретической духовной задачи, я умею практически соединить суть с процессом. Всемирный фестиваль школ кукольников, возможно, в первый и последний раз пройдет в России, а дальше заживет совершенно самостоятельной жизнью, и лет через дцать только вернется в наш город. Сегодня моя продюсерская задача - показать широкий спектр. А Петербург не был бы Петербургом, если бы постоянно не рождал альтернативные движения. Мы же дикие, из болота, над нами сложно доминировать. Если бы не "эти чумные питерские", то и театр кукол был бы однообразным, и культура.

Комментарии
Прямой эфир