Органные дела в поселке Саблино

Во всей России есть только один человек с такой профессией: органных дел мастер. Он строит органы для музыкантов и духовных лиц. Один из нескольких десятков его инструментов стоит в Гнесинке, другой - в поселковом Доме культуры. Сегодня на родине у Павла Чилина нет конкурентов. Но его это тревожит, а не радует: некому передать секреты.
За 22 года мастер Чилин построил почти шесть десятков органов. Последний - Opus 56. Для своих инструментов мастер каждую деталь создает руками. И каждый раз - по-разному. "Двух одинаковых органов вы не найдете", - утверждает он.
По-разному складывается и жизнь у его инструментов. Самые известные органы Чилина стоят в Хоровом училище имени Глинки в Петербурге, в столице - в Гнесинке, в Школе имени Баха. В церквях, концертных залах, музыкальных школах и училищах обеих столиц. В ансамблях и оркестрах. В Германии, Польше, Голландии, Эстонии, Италии.
Однако бывает и по-другому. Так, Opus 16 недолго стоял у заказчика - в школе при Петербургской консерватории: музыкальные детки надругались над благородным инструментом, выломали рычаги для переключения регистров (цуги), облепили скамейку жвачкой, а внутрь насовали пачки из-под сигарет. Теперь несчастный орган обрел покой в лютеранской церкви.
А вот Opus 53 застоялся в мастерской. Он не понадобился заказчику - директору музыкальной школы. Но теперь на этот инструмент будет возложена особая миссия: ему, по задумке мастера Чилина и его творческих соседей, предстоит положить основу "культурной составляющей" (так это называет сам мастер) поселка Саблино под Петербургом. Известного не только пещерами и водопадами, но и богатым литературно-музыкальным прошлым. Здесь, в имении графа Алексея Константиновича Толстого проводились литературные вечера, на которые собирались известные писатели и поэты того времени. До революции в Саблине было несколько театральных площадок. Творческих людей рядом с Чилиным и сейчас живет немало, есть среди них и органистка, и оперный певец. Вместе они намерены добиться того, чтобы в Саблино из Петербурга снова, как в давние времена, ездили слушать музыку. Они не хотят, чтобы поселок превратили в очередную промзону. Поэтому Opus 53 мастер подарил саблинскому Дому культуры. Пока там идет ремонт, поэтому орган временно остается "дома" - в мастерской. В гости к этому инструменту меня и привел мастер.
Без физики нет гармонии
- Сначала орган включить надо, - улыбается Павел Чилин.
Оказывается, современные органы включаются в розетку. Это делает загадочный и непонятный инструмент как-то ближе современникам. Но, увы, романтический флер вокруг органа развеивается. Казалось бы, орган - инструмент консервативный, какое тут электричество?
- Воздуходувки стали электрическими с конца XIX века, - объясняет мастер. - Да, раньше специальные помощники, кальканты, качали воздух, раздували мехи, чтобы инструмент звучал. Большой орган требовал двоих, четверых, даже десятерых ассистентов.
Павел объясняет, как устроен орган: воздуходувка нагнетает воздух в главный мех, с помощью груза, вес которого может доходить до сотен килограммов, достигается нужное давление, воздух накапливается...
- Нажимаем клавишу - открываем доступ воздуха в трубу, - чтобы это проиллюстрировать, он даже снимает с органа одну трубу и дует в нее. - Труба звучит.
Ряды труб - регистры, количество регистров - одна из главных характеристик инструмента. У Opus 53 их шесть. Самый большой из инструментов Чилина, с девятью регистрами, стоит в питерском Хоровом училище имени Глинки. В планах у мастера - орган с 28 регистрами. Для сравнения: орган Домского собора в Риге, построенный в конце XIX века, имеет 124 регистра. Но он - один из самых огромных в мире.
Играя, органист должен координировать движения пальцев на мануалах (клавиатурах для рук), педали (ножной клавиатуре) и одновременно добавлять или выключать регистры на каждом ряду клавиш с помощью цугов - рычагов слева. И не погрешить против партитуры! Непостижимая наука. Но Павел показывает, что он не только строит органы: встает к инструменту и берет аккорды прелюдии Баха.
- Слышите, вот я включаю регистры - и инструмент "растет", наполняется гармониями? - мастер не прерывает Баха. - А теперь - "тутти": все регистры вместе... Законы физики!
Законы физики - это ему близко: органных дел мастер учился в Ленинградском институте авиаприборостроения.
Интересно, откуда берется музыка?
Это теперь, построив больше полусотни органов, Чилин может разложить устройство инструмента по косточкам. А к первому 22 года назад он подступался с трепетом. И с полным незнанием вопроса.
- Я ведь начал строить органы именно из-за их загадочности, - с улыбкой признается Павел. - Мальчишкой мечтал: вот бы добраться до органа, посмотреть, как он устроен!
Маленького Павла папа определил в музыкальную школу учиться играть на гитаре. Но семилетний паренек хотел не только играть музыку, но знать, откуда она берется. И узнал.
- Еще в детстве я стал мастерить инструменты, - рассказывает Павел. - Первыми были гусли с веревочками. А лет в 13 я сделал "фортепиано" из детского металлофона.
Когда он учился в старших классах, а потом - в институте, его сверстники увлекались вокально-инструментальными ансамблями. Павел тоже играл в одном таком ВИА на электрогитаре собственного изготовления. А его приятель - на сделанной Павлом электроскрипке. Став дипломированным инженером и устроившись на завод, он соорудил пианино. Через несколько лет его потянуло к старинной музыке, и он заиграл на лютне. Вот тогда-то ему и вспомнилась детская мечта: "препарировать" орган. Ну, хоть клавишу на нем разок нажать...
- И я ничего лучше не придумал, как начать строить собственный инструмент, - смеется Павел.
Путь оказался длиннее, чем казалось. Шел 1988 год, интернета, как вы понимаете, не было, и литературу по устройству старинных инструментов Павел отыскивал в Публичной библиотеке. А там не было копировальных аппаратов, так что все схемы приходилось перерисовывать. Дома он ставил по ним эксперименты.
- Первый инструмент строил, даже ни разу не видя органа вблизи, - вспоминает Павел. - Но орган - очень логичный инструмент, и если что-то сделаешь не так, он просто не зазвучит.
Так и случилось: его первый орган не зазвучал. В поисках ошибки Чилин, тогда еще просто инженер, а не строитель органов, создавал маленькие модели инструмента. Нашел ошибку. Осилил еще горы и горы книг. А потом достроил "первенца".
- За время той работы я сделал массу специальных инструментов, которые купить не мог нигде, - продолжает Павел. - С тех пор у меня так повелось: с каждым органом я делаю себе какой-то "подарок" - новую "приспособу", которая упрощает или ускоряет работу.
Надежда отечественного органостроения
Сейчас органы мастера Чилина из Саблина знают в Европе. Он не успевает выполнять заказы, за его инструментами "стоят в очереди". Бывают маленькие органы - "компакты", с которыми, как говорит Павел, "можно танцевать". А бывают и такие, что на создание каждого нужно год-полтора.
За два с лишним десятилетия он так и не собрался сделать орган для себя. Но есть надежда, что скоро у него появится помощник, и вместе они справятся.
- Другие в моем возрасте внуков нянчат, а я сына родил, - улыбается Павел, глядя на босоногого и голозадого двухлетнего карапуза, который выбежал из дома в сад и помчался к папе. - Может, ученик подрастает?
Отсутствие учеников - это как раз то, о чем переживает органных дел мастер.
- Освоен такой пласт знаний и умений, что обидно унести это с собой, - вздыхает он.
Ученики находятся. Только пока, считает Чилин, "неправильные".
- Начинали учиться два молодых человека, - рассказывает он. - Но оба хотели быстро что-то нахватать и начать получать доход. Я объяснял им: для этого - в другую профессию, а тут учиться надо лет восемь...
Честно говоря, сбежавших учеников Чилина понять можно: у мастера очень высокие требования. Но иначе, говорит, орган не построишь.
- Надо быть не только музыкантом, инженером, столяром, - начинает он загибать пальцы, - но еще психологом, чтобы, делая инструмент под заказчика, не потерять свою индивидуальность. Надо иметь вкус - не только музыкальный: орган должен быть и внешне гармоничным, каждый я обязательно вписываю в интерьер. Плюс нужно иметь отменное здоровье: работать приходится много и напряженно. Надо быть легким на подъем - чтобы выезжать к заказчику. Потому что все окончательные работы проводятся на месте. Залы бывают с очень разной акустикой, неравномерной, а инструмент должен звучать везде...
Белобрысая надежда отечественного органостроения, двухлетний Валентин Палыч Чилин, остановился и слушает это раскрыв рот. Но пока его больше интересуют шмель над ухом и пучок травы под босой пяткой. Но на то она и надежда.