Братья по парте

Все больше китайцев едут учиться на платной основе в вузы России и Белоруссии. Нарождающийся средний класс Поднебесной привлекает возможность дать своим детям недорогое по их меркам и качественное образование. Кроме того, многие юные китайцы с прицелом на будущее вместо английского выбирают русский язык.
По данным Китайского информационного интернет-центра, в прошлом году за свой счет обучались за рубежом 210 тысяч граждан КНР. Многочисленные посреднические фирмы, рекламирующие и оформляющие обучение в России и Белоруссии, активно действуют не только в крупных, но и в средних и малых городах.
Веб-сайт министерства образования КНР приводит такую историю. Чжан Юю, выпускник средней школы N 4 города Шанцю из провинции Хэнань, имея вполне среднюю успеваемость (294 балла по естественным наукам и 204 - по творческим предметам), мог рассчитывать лишь на местный художественный институт. Чжан уже готовился стать студентом, но заинтересовался презентацией обучения за рубежом, которая намечалась в его родной школе. На ней присутствовало несколько посредников, предлагающих поучиться за умеренную плату в вузах России и Белоруссии. Чжан и его родители с интересом узнали, что Белорусский госуниверситет создан в 1921 году и в эпоху СССР входил в четверку лучших университетов страны. А в нынешнем рейтинге ведущих мировых вузов он обходит даже Университет Цинхуа и Пекинский госуниверситет. Но самое большое преимущество обучения в Белоруссии - его финансовая доступность. Годовая оплата учебы в БГУ составляет 17 тыс. юаней, проживание - 700, страховка - 850, прочие расходы - 8 тыс. юаней. То есть в год нужно потратить лишь 26 тыс. юаней (около 117 тыс. рублей). Между тем родители Чжан Юю, будучи частными предпринимателями, зарабатывают в год около 50 тыс. юаней. "Раньше я и представить не мог, что с такой успеваемостью и такими доходами родителей смогу обучаться за рубежом", - не верит своему счастью Чжан Юю. Взвесив все "за" и "против", он выбрал БГУ.
Сяован также решила обучаться в Белоруссии. В этом году она сдала экзамены и получила аттестат. С первого класса девочка вместо английского изучает русский язык и уже неплохо им владеет. Недавно она успешно прошла языковые тесты, которые провел один российский вуз. Так что Сяован надеется поступить без подготовительных курсов, сэкономив таким образом для своей семьи несколько десятков тысяч юаней. Кроме того, она может на два года раньше устроиться на работу. Если это произойдет за рубежом, ее зарплата будет в несколько раз выше, чем в Китае. А на родине зарубежный опыт дает больше возможностей для успешного устройства на работу в компанию с иностранным капиталом.
По словам директора средней школы N 4 города Шанцю, уже 26 ее воспитанников решили обучаться в Белоруссии и России. Их успеваемость - средняя, материальные условия - вполне обычные. 18 из них вместо английского целенаправленно изучают русский язык.
Элита КНР ценит наши дипломы
Екатерина Забродина
Российские "корочки" в Китае востребованы. Хотя ажиотаж времен "культурной революции" и товарища Мао давно схлынул. Об этом "Известиям" рассказал доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ, руководитель Центра российско-китайских исследований Евгений Зайцев: "Сегодня китайцы в первую очередь учат английский язык. Поэтому среди зарубежных вузов для них приоритетны учебные заведения США, Великобритании, Австралии, Канады. На втором месте - вузы различных европейских стран. Россия занимает устойчивое третье место. В этом коренное отличие от 1950-х годов, когда весь Китай учил русский язык".
Собеседник "Известий" напомнил: для молодых китайцев стало очень престижно получать образование и в собственных вузах. Поэтому в Россию зачастую едут представители "третьего эшелона" - те, кто не сдал экзамен у себя на родине. Или же дети, чьи родители просто не могут отправить их в Америку. Но, конечно, не только. Среди китайских студентов в России немало детей или даже внуков тех, кто когда-то учился в Советском Союзе. Или выходцев из семей, которые связаны с Россией через бизнес или научную деятельность.
"Это совсем неплохой контингент, - говорит Евгений Зайцев. - Зарубежное образование в Китае все равно престижно, а Россия остается тем соседом, которого нельзя сбрасывать со счетов. У нас есть в том числе и дети представителей политической элиты Китая. На факультете журналистики китайцы - это 95-98% иностранных студентов. Все учатся за свои деньги. Только за обучение они платят около 8 тысяч долларов в год, еще примерно 200 долларов в месяц - за общежитие. Конечно, рост цен отсеял значительное число тех, кто предпочел поступить в вузы других российских городов или той же Белоруссии". По его словам, в первую очередь студенты из Поднебесной выбирают экономический факультет, а также вычислительной математики и кибернетики. Это те специальности, которые особенно востребованы в Китае. На втором месте - социология и журналистика. "Через год к нам на факультет приезжает группа стажеров из Китайского университета коммуникаций, Пекинского университета иностранных языков. Это люди, которые изучают русский язык и впоследствии будут работать в партийно-правительственных учреждениях и государственных СМИ Китая, - рассказал Евгений Зайцев. - 90% китайцев - хорошие, нормальные студенты. В семье, конечно, не без урода. Раньше у них было модно на Черкизовском рынке подрабатывать. Вообще, ребята разные по своим способностям. Но старательности им точно не занимать".