Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Reuters сообщило о подтверждении Трампом приглашения Путина в «Совет мира»
Общество
ФСБ ликвидировала причастного к попытке теракта в Ставрополе мужчину
Мир
Австралия закрыла десятки пляжей в Сиднее после нападений акул
Мир
Посол РФ Барбин заявил о роли Дании как одного из основных спонсоров Киева
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 32 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
В ИКИ РАН сообщили о начале второго пика магнитной бури
Общество
В ГД предложили предупреждать о звонках с помощью голосовых роботов
Спорт
Российский хоккеист «Колорадо» Ничушкин попал в аварию
Общество
Средняя площадь квартиры в новостройках Москвы достигла максимума за пять лет
Мир
Трамп заявил о неспособности Дании защитить Гренландию
Общество
Суд в Забайкалье признал молодежную организацию террористической
Общество
Эксперт предупредила о рисках быстрых знакомств после Нового года
Общество
Шацкая рассказала об угрозе цифровой репутации и доначислений НДФЛ ИП
Общество
В Госдуме предложили снизить первоначальный взнос по военной ипотеке до 10%
Общество
В РПЦ сообщили о массовом отказе частных клиник от проведения абортов
Общество
В Госдуме предложили рассмотреть расширение семейной налоговой выплаты
Общество
Федяев рассказал о повышении штрафов за перевозку детей без автокресел

Что здесь делает искусство

Выставочный проект "Из чего делают искусство, что делает искусство", представленный в ГЦСИ и на "Винзаводе", знакомит нашу публику с обширной художественной коллекцией из французской провинции Бретань
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выставочный проект "Из чего делают искусство, что делает искусство", представленный в ГЦСИ и на "Винзаводе", знакомит нашу публику с обширной художественной коллекцией из французской провинции Бретань.

Поскольку процесс децентрализации культуры во Франции был запущен лет тридцать назад, то сегодня можно говорить о плодах и моральных дивидендах. Например, в каждой тамошней провинции существует так называемый FRAC (Региональный фонд современного искусства), в чью задачу входит не только популяризация новых тенденций, но и коллекционирование произведений. В одной только Бретани этот фонд собрал около 3,5 тысячи экспонатов, авторы которых не обязательно французы. Такая коллекция позволяет проиллюстрировать важнейшие тренды в искусстве конца ХХ - начала XXI века, что и вдохновляло кураторов при составлении сценария для московской гастроли.

Сценарий этот получился слегка извилистым. Общий проект состоит из трех частей (имеются в виду выставки "После живописи", "Испытание реальности" и "В настоящем"), к тому же разместились эти выставки в разных концах города - в ГЦСИ и на "Винзаводе". Если бы речь шла о стройной, выверенной концепции, подобная фрагментация наверняка помешала бы зрителю проникнуться сутью замысла. Но, скорее всего, сверхзадачи у проекта все-таки нет. Три части могут восприниматься вполне автономно, и протягивать между ними умозрительные нити нет особой нужды. С учетом нынешнего температурного режима это большое послабление для публики.

Наиболее цельной и идеологически внятной получилась выставка "После живописи". Хотя заголовок у нее несколько двусмыслен (разве живопись кто-то уже упразднил?), все же кураторская установка прочитывается без затруднений. Здесь предлагаются вниманию те произведения, которые от традиционного искусства так или иначе отталкиваются - иногда очень активно, вплоть до отрицания. Механизм отторжения может работать по-разному: в одних случаях стоит говорить о далеко зашедшей эволюции, в других - о революции персонального масштаба, в третьих - о критике или пересмешничестве. При всех этих раскладах живопись продолжает маячить в подсознании - и у авторов, и у зрителей.

Композицию знаменитого Пьера Сулажа, писанную черной краской, можно счесть явлением пограничным, относящимся к живописи хотя бы технологически. Другие художники ощущают себя птицами куда более вольными. Скажем, в своем видеоперформансе Саркис еще пользуется акварельными красками, но пренебрегает твердой поверхностью: колористические цитаты из Каспара Давида Фридриха он производит в тазике с водой. Немец Томас Хубер (напомним, бретонская коллекция искусства интернациональна) работает с сугубо концептуальными приемами, превращая некий музейный запасник в склад эстетических формулировок.

Бертран Лавье откровенно издевается над иллюзорностью живописи (если точнее, над привязанностью публики к этой иллюзорности), комбинируя фотографированный пейзаж с изображенным при помощи кисти. Клод Рюто выстраивает из желтых стен и холстов инсталляцию, которая должна отсылать к знаменитой картине Теодора Жерико "Плот "Медузы". Опусы такого рода бывают остроумны и даже талантливы, но, честно говоря, сокрушить живопись как художественное явление им не под силу. Тем более ее собой заместить. Мысленно эти экспонаты к "архаической" живописной традиции, скорее, приплюсовываются.

Две другие выставки из проекта больше похожи на ассорти. Занимательные объекты тут встречаются (упомянем хотя бы фонтанирующего "зеленого человечка" от Фабриса Ибера или гигантский "Переносной настенный бюстгальтер" Вито Аккончи), но их соседство никаких целенаправленных раздумий не провоцирует - разве что совсем уж отвлеченные. К тому же выставка "В настоящем" представляет собой совместный проект, где французские авторы чередуются с нашими. Благие намерения по скрещиванию двух культур редко приводят к удачным результатам, и нынешняя попытка не стала исключением из правила. Но если все три экспозиционных сюжета просуммировать, то непременно найдется что вспомнить. Пожалуй, бретонская коллекция не тянет на абсолютную сокровищницу, но поводов похвастать и блеснуть тут все же хватает.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир