Гран-при вокруг Кремля
В минувшее воскресенье, сразу после показательных заездов "Формулы-1" вокруг Кремля, глава городского комитета по рекламе Владимир Макаров объявил о планах проведения Гран-при "Формулы-1" в Москве. По его прогнозам, российская столица сможет принять королевские гонки уже в 2012 году. Проект трассы, по его словам, готов. "Шиканы", "шпильки" и "стартовую решетку" хотят проложить вокруг Кремля и Зарядья. Впрочем, профессионалы уверены, что подобный прожект не более чем рекламный трюк мэрии - если, конечно, не закрыть центр города для обычных автомобилистов.
"Прописать" в российской столице "Формулу-1" обещают уже много лет. Первый раз нынешний глава "Ф-1" Берни Экклстоун приезжал в СССР летом 1982 года. И даже включил Гран-при Москвы в предварительный календарь чемпионата мира 1983 года. Финансировать гоночную экспансию в разное время брались десятки корпораций и олигархов. Среди спонсоров как-то мелькало и имя Бориса Березовского (в 1995 году).
- Но в последние годы всерьез обсуждались только два проекта, - рассказывает президент Федерации автомобильного спорта и туризма России Игорь Ермилин. - В Нагатинской пойме и в Молжанинове. Территория в Нагатине уже застраивается другими объектами. А вот в Молжаниновском районе условия очень хорошие с точки зрения перспективы для национального автомобильного спорта. Территория расположена за МКАД, недалеко от аэропорта "Шереметьево", почти 270 гектаров. Железная дорога, никаких запретов на вертолетные полеты, без которых проведение гонок просто немыслимо - все вип-гости и участники прибывают на старт именно на вертолетах. К тому же сейчас расширяют Ленинградку. Проведение Гран-при в Молжанинове никому бы не помешало. Город бы его почти не заметил. В отличие от трассы вокруг Кремля.
При всех достоинствах проекта в Молжанинове 21 октября 2008 года постановлением правительства Москвы он был закрыт. Его место в фантазиях мэрии занял кремлевский вариант. По словам главы городского комитета по рекламе Владимира Макарова, длина трассы составит 4420 метров, 77 кругов. Средняя скорость - свыше 220 км/ч, а на отдельных участках спидометр на болидах перевалит отметку 320.
По данным комитета по рекламе, разработкой трассы занимался немецкий проектировщик Герман Тильке, ответственный за строительство почти всех современных трасс "Формулы-1". В кругах автоспортсменов поговаривают, что никакой трассы инженер Тильке не проектировал - мол, все это рекламный трюк столичного комитета по рекламе.
- Проведение гонки вокруг Кремля не даст ничего национальному спорту, - считает Игорь Ермилин. - Лучше всего строить автодром где-нибудь за МКАД, где его можно будет использовать не только для Гран-при "Ф-1". Тогда от потраченных денег будет польза.
Москвичей, равнодушных к гоночному азарту, волнует другой вопрос - как такие соревнования отразятся на транспортной ситуации в центре столицы, которая и без того критическая.
- Плохо, - уверен научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - Центр Москвы - это не просто историческая достопримечательность. Это еще и транзитная зона. Люди едут мимо Арбата или Кремля просто потому, что по-другому не проедешь. Представьте, что для проведения гонки придется остановить движение внутри всего Садового кольца минимум на три дня. Город неизбежно встанет. Не нужно равняться на трассу в Монако. Это курортный город, и гонки "Формулы-1" в Монако - курортное событие.
О том, как проводятся гонки "Формулы-1", не понаслышке знает Роман Русинов. В 2006 году он был тест-пилотом первой русской команды в "Ф-1" Midland F1 Racing.
- Гонка - это гигантская инфраструктура, - говорит он. - Нужно собрать трибуны для 100 тысяч зрителей, продумать ограждения, установить боксы для команд и выделить помещения для гостей. В Монако гонка проводится уже много лет. Но даже там трассу начинают собирать за три-четыре недели. Придется это делать и в Москве. Все это время горожане не смогут ездить по улицам в центре.
Златоглавое Монте-Карло
В сезоне "Формулы-1" на 2010 год задействовано 19 трасс по всему миру - от Бахрейна до Бразилии. В основном гоночные трассы расположены вне населенных пунктов. Так, канадский автодром Gilles Villeneuve находится близ Монреаля на искусственном острове Ile Notre Dame. Венгерский Hungaroring - на холмистой местности в двадцати километрах от Будапешта. Бразильский Interlagos - на окраине Сан-Паулу. Автодромы строят так, чтобы они не пересекались с дорогами общего пользования - дабы не перегружать и без того насыщенный городской трафик.
Частично по дорогам общего пользования проложены трассы в Мельбурне (проходит через обособленный Альберт-парк), Валенсии (через городской порт) и Монте-Карло. В последнем гонка проходит только по улицам, но это исключение. Которое к тому же властям Монако ничего не стоит - все расходы по проведению Гран-при гонки несет сам Берни Экклстоун, глава администрации "Формулы-1".
Каждая трасса должна быть одобрена комиссией по безопасности - структурой Международной автомобильной федерации (FIA). Согласование может быть получено только после серии инспекций - от начала строительства до открытия автодрома. Одним из основных требований является качество асфальтового покрытия. Трасса должна быть идеально ровной. Болиды носятся на огромных скоростях, и малейшая неровность может привести к серьезной аварии. Поэтому перед каждой гонкой специалисты метр за метром проверяют дорожное полотно. Немало внимания уделяется гаражам команд "Формулы-1". Оборудовать такой - уже немалая сумма для городского бюджета. К примеру, одних только силовых и коммуникационных кабелей требуется около 800 метров. _ Андрей Коц