Басков поддержал будущих звезд
Москву и Петербург с концертом-презентацией посетили представители легендарной Accademia Teatro alla Scala. При поддержке Intesa Sanpaolo к нам прибыла представительная делегация с программой из фрагментов вердиевских произведений и "Итальянской" симфонии Мендельсона-Бартольди.
Лучшими ласкаловскими академистами нам были отрекомендованы два лауреата последнего конкурса имени П.И. Чайковского - выпускница Тбилисской консерватории сопрано Марика Гулордава и воспитанница Московской консерватории меццо Анна Викторова. А также два корейских певца - тенор Джауи Квон и бас Джонг Мин Парк. И ни одного итальянского голоса. Гости с Апеннин - в первую очередь дирижер Марко Гуидарини, утверждали, что талантливая оперная молодежь на родине оперы не перевелась и на данный момент из дюжины студентов трое - итальянцы. Но так или иначе достойных вояжа в Россию среди них не нашлось.
Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов и директор по международным связям миланского La Scala Мария ди Фреда всячески демонстрировали хорошее настроение. Вспоминали эпизоды былого сотрудничества с 1964 до 2001 года. И обещали - как только строители, завершив реконструкцию исторического здания Большого, покинут театр, тут же приедет труппа La Scala и исполнит "Реквием" Верди под управлением Даниэля Баренбойма. Так смело - с заупокойной мессы - начнется новая эра сотрудничества двух знаменитых театров. Если, конечно, к ноябрю 2011 года стройка благополучно закончится. А пока музыкальной дипломатией занималась молодежь.
Академия театра La Scala была основана почти двести лет назад и первоначально работала как балетная студия. Сегодня школу возглавляет бывшая тромбонистка Луиза Винчи. Теперь здесь обучают всех, кто нужен музыкальному театру: и оркестрантов, и бутафоров, и гримеров, и даже театральных фотографов. В середине XX столетия, по инициативе великого Артуро Тосканини, в академии начали готовить и оперную молодежь. Курсы совершенствования оперных певцов в их современном виде в 1997 году организовал выдающийся дирижер Риккардо Мути. До 2008 года учебным процессом руководила великолепная турецкая певица Лейла Генчер, и пока ей замены не нашли.
Кстати, молодежные программы есть почти в каждом уважающем себя оперном театре. В Европе программа La Scala очень знаменита. Престижной также считается школа лондонского Covent Garden, которую из наших певцов прошли, например, Марина Поплавская и Екатерина Губанова. Лучшей сейчас, пожалуй, является программа театра Цюриха. Самыми масштабными - программы американских театров. На очень хорошем счету программа Хьюстона. Из наших там учились Мария Маркина, Альбина Шагимуратова, Николай Диденко, а в новом театральном сезоне начнет занятия Борис Дьяков. И, естественно, в лидерах Metropolitan Opera, чья школа принимала Любовь Петрову, Дениса Седова, Родиона Погосова.
Надо заметить, что молодежные программы родились не в альтруистических порывах, а из-за вполне прагматичного стремления открывать новых звезд и первыми заявлять на них свои права. Конечно, звезды - товар штучный, и поставить их производство на поток ни у кого еще не получалось. Но все же большинству из выпускников "курсов повышения квалификации" удается использовать свой шанс на благополучную международную карьеру. А поэтому на восемь - двенадцать вакантных мест обычно претендуют до нескольких сотен уже дипломированных певцов. Те, кому повезет, получают возможность год-два в жестких условиях театрального закулисья совершенствоваться в профессиональных премудростях.
Театры ведут настоящую охоту за самыми талантливыми и перспективными, не собираясь уступать друг другу. Вот и Мариинский театр, чью Академию молодых певцов трудно назвать успешной, проигнорировал визит итальянцев. В северной столице они выступили на сцене Большого зала филармонии.
Большой же театр, напротив, пообещал в самое ближайшее время найти почву для сотрудничества между Академией La Scala и своей Молодежной программой. Ей всего лишь год от роду, но она уже заслужила в России и СНГ добросовестную репутацию.
На Новой сцене Большого театра гости из Италии собрали аншлаг. Заглянул послушать будущих звезд даже самый звездный экс-солист Большого Николай Басков. Приятное впечатление оставило выступление Анны Викторовой, чье исполнение приобрело так не достающую ему прежде интеллигентность. Марика Гулордава, к сожалению, пела не слишком подходящий ее голосу репертуар. К тому же юная грузинка старательно калькирует образ великой Марии Каллас. Ярче всех показался тенор Джауи Квон - и голос благородный, и вокальная техника на высоте. Правда, говорить о том, что уже готова достойная смена для Миреллы Френи, Елены Образцовой или Пласидо Доминго, пока не приходится.
А после антракта - ко времени звучания симфонии Мендельсона - публики в зале заметно убыло. Похоже, Мендельсона в загсе многим хватает на всю жизнь...