50 ненужных ведомств
Немецкий профессор Юстус Хаукап опубликовал под заголовком "Чиновничий потоп в Германии" любопытное исследование. Он отыскал 50 самых бесполезных и бессмысленных гос-учреждений своей страны, которые охотно - несмотря на кризис - проедают немалые бюджетные деньги.
Как выяснилось, в ФРГ есть Федеральное управление госмонополией на производство спирта. Стоит напомнить, что сама госмонополия была отменена еще в 1976 году. Но дело ее, оказывается, живет. В управлении, годовой бюджет которого составляет 126,2 миллиона евро, регулярно получают зарплату 200 чиновников. Их главная задача - скупать у мелких производителей спирт для его дальнейшей перепродажи.
Существует ведомство, которое носит гордое название "Горное управление Штральзунда". Примечательно, что одноименный город находится на берегу Балтийского моря в земле Мекленбург - Передняя Померания. Гор в этой местности нет и в помине. Тем не менее 18 сотрудников этого управления в поте лица следят за сокращением калийных разработок на бескрайних приморских равнинах.
В Федеральном ведомстве по борьбе с дискриминацией трудятся 20 чиновников. Оно было создано по рекомендации ЕС для того, чтобы противодействовать любым формам преследования бундесбюргеров по расовым, этническим и половым признакам. Годовой бюджет - 2,8 миллиона евро. По оценкам экспертов, убытки, которые несет немецкая экономика из-за бюрократической волокиты в процессе борьбы с дискриминацией, куда существеннее - 1,73 миллиарда евро.
В "черный" список попала и Федеральная метеорологическая служба, которая находится на балансе федерального министерства транспорта. В ее штате по всей Германии - 2400 сотрудников. Годовой бюджет - 250 миллионов евро. При этом у всех частных компаний, заинтересованных в точных прогнозах погоды, есть собственные, оснащенные более современной аппаратурой метеослужбы.
В список ненужных госструктур входят также такие экзотические, как Федеральная служба по оповещению ближайших родственников погибших солдат вермахта (не бундесвера, а гитлеровской армии!) или муниципальные уполномоченные по велосипедному транспорту (содействуют развитию двухколесного транспорта, тестируют велосипедные дорожки, наделены правом присваивать звание "Населенный пункт, где дружески относятся к велосипедистам").
А как у нас?
- Если брать федеральный уровень управления, можно говорить не об избыточных органах, а скорее об избыточных функциях, - говорит Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики государственного управления ВШЭ. - Очень много дублирования. Например, по целому ряду функций Роспотребнадзор и Россельхознадзор выполняют одну и ту же работу, несмотря на то что формально у них разные сферы контроля. Очень невнятное ведомство - Росалкогольрегулирование. Тоже не совсем понятно, насколько оно необходимо именно как отдельный орган. Его функции вполне можно было бы передать другим.
Но масштабного и системного анализа того, какие ведомства нам нужны, а какие - лишние, в последние годы в России не проводилось. Последний раз эксперты активно занимались этим в 2003 году, когда была предпринята попытка проведения административной реформы.
- Тогда проводилась инвентаризация функций федеральных органов государственной власти, заодно стоял вопрос о ликвидации, - вспоминает Кудюкин, в качестве эксперта занимавшийся подготовкой этой реформы. - Единственным органом, который тогда удалось ликвидировать, была хлебная инспекция. И если бы вы знали, как трудно было это сделать, хотя этот орган был абсолютно не нужен!
Тем не менее избавление от лишнего потихоньку идет. Например, отдельные - и пока единичные - государственные функции передаются саморегулируемым организациям. А сам по себе отказ от избыточных функций совершенно необходим: как полагает Кудюкин, это снизит нагрузки на бизнес и хотя бы немного сократит коррупционные риски. Самый простой пример: переход от пожарного надзора, очень часто неэффективного, к страховой системе. Когда, условно говоря, отсутствие нужного количества огнетушителей - это не повод для переговоров с пожарным инспектором, а резкое удорожание стоимости страховки.